Андреева Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания
Андреева Светлана Ивановна МБОУ СОШ №24 г. Самары учитель истории и обществознания
Эссе «Я – учитель».
Наверное, в мире все предопределено… Всевышний распорядился одним дать сильные руки, мужественный характер, храброе сердце и они стали защитниками Отечества. Другим – утонченную душу и вложил им в руки кисти и краски, сделав их художниками. Кого – то наградил утонченным музыкальным слухом, а учителю распорядился дать все: и кисти с красками, и песню души, и храброе сердце, и терпение! А главное, возможность и стремление познавать, учиться и учить других. Быть учителем – это иметь все достоинства, все самые положительные человеческие качества. Ведь учитель учит детей, их которых потом рождаются военные и инженеры, художники и поэты, а главное – хорошие люди. Помню, что в детстве мне хотелось быть строителем, художником, артистом и садоводом. Я рисовала целые полотна и обвешивала ими комнату, изучала лекарственные растения и ходила в походы. Шила, представляя себя великим модельером. Но получила профессию, которая объединила все мои детские мечты – профессию учителя! Профессию, на мой взгляд, самую нужную, самую человечную и необходимую. В моих выпускниках воплотились все мои детские мечты. Я вдохнула в них любовь к той профессии, которую они избрали, возможно, о которой я когда – то мечтала в детстве. Я горжусь их успехами, горжусь тем, что каждый из них выбрал верный жизненный путь. И пусть кто – то скажет, что в своей жизни я ничего не достигла, не сделала карьеры. Моя карьера – это они, пять моих выпусков! Некоторые говорят, что учителя сирые и убогие, с низкой зарплатой. А я не согласна! Не согласна, что профессия учителя не престижна! Учитель – это прекрасно! Я отдаю частичку своего сердца – огонька, а дети проносят этот огонек по жизни! И мои огоньки горят в сердцах моих выпускников! Позади 36 лет педагогической работы и 36 лет непрерывной учебы. Теперь я уже понимаю, что очень люблю учиться! Жизнь стремительно меняется, современная педагогика и методика вносят новые требования. Появляются педагогические технологии. Ни один день учителя не похож на день вчерашний. Постоянный поиск чего – то нового, интересного. Школа это – то место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, порой даже безумному. Нужно всегда оставаться интересным для учеников, быть генератором идей, вечным двигателем. Быть учителем – это постоянно быть в поиске, какого – то интересного дела. Быть учителем – это торопиться жить! Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют быть молодым душой и никогда не уставать от идей. Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель – это образ жизни! От того как он будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это некий жизненный эталон. На него ровняются ученики. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится и то, что происходит, не всегда соответствует на деле. Но общество хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать им верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогает ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются тридцатью парой глаз… В своей педагогической деятельности учителю большое внимание приходится уделять именно вопросам социализации личности школьника, его адаптированности к современным условиям. Самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганда здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций, воспитание гражданских идеалов – вот наиболее важные направления в воспитании молодого поколения. Одним из ведущих методов социализации учащихся на сегодня, считаю и успешно его применяю, метод социального проектирования. Использование в процессе обучения и воспитания данной педагогической технологии дает возможность учащимся самосовершенствоваться, развивать свой внутренний мир, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой. А самое важное, предоставляет учащимся самим оценить себя, включится в мир проблем, которые стоят перед нашим обществом, проявить независимость, самостоятельность, отстаивать собственную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Социальное проектирование позволяет познать доброту в реальной жизни, воспитать в себе честность, милосердие и другие важные качества личности. Уверена, что настоящий учитель должен обладать высокой педагогической культурой. Эта характеристика его личности, отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно–воспитательную деятельность в соответствии с эффективным взаимодействием педагога с учениками. Считаю, что без такого взаимодействия, без обладания им учителем, педагогическая практика оказывается малоэффективной и бессмысленной. Педагогическое мастерство парализуется, если учитель лишен таких черт характера как любовь к детям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность. Высокое педагогическое мастерство – это не только мой интеллектуальный багаж, но и мое миропонимание и мировосприятие. «Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир» - писал Лопе де Вега, и я хочу к этим словам добавить: умей понять и познать человека, тогда ты научишь его познавать и понимать мир. Если учитель как утверждал Л.Н.Толстой, «…должен быть творцом, а не рабом чужой указки», то ученик не должен быть рабом этого учителя. И я уверена, что позицию учителя определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности. На этих принципах я и пытаюсь строить свою систему работы как учитель. Принципы своей работы я бы сформулировала как некий кодекс чести, даже если хотите, клятву! Ведь есть же клятва Гиппократа. Врачу доверяют тело, а учителю – мысли и душу… Поэтому самое первое, что должен сделать учитель – это посмотреть на самого себя со стороны, оценить свои поступки, поведение, взвесить свои знания и учиться, учиться и учиться! Учитель должен быть профессионалом, хорошо знающим свой предмет и способным заинтересовать им учащихся. Должен уметь доступно и понятно изложить необходимый материал. Для учеников, прежде всего, он наставник, активно воспринимающий все новое, передовое. Учитель – профессия творческая. Важно, чтобы на уроке ученик превратился из пассивного слушателя в активного преобразователя информации, поэтому свой урок заканчиваю вопросом не о том, что мы изучили сегодня, а о том, что узнали. Нужно помнить, что любой ученик – индивидуален, в чем – то талантлив. Он – личность! Да, личностью не рождаются, личностью становятся! Так сделай из своего ученика личность! Учи так, чтобы ученику было интересно. Веди урок так, чтобы ученики не шли на урок, а бежали. Учи так, чтобы ученики не смотрели на часы и не считали минуты до конца урока. Создай такую обстановку на уроке, чтобы учеба была не в тягость, не страшный труд и пытка ответом вызубренного без понимания текста, а свобода мысли, возможность себя реализовать. Создай ситуацию успеха для ученика, возможность дерзаний и творчества. Учи так, чтобы знания, которые он получил на твоем уроке, пригодились ему в будущем. Чтобы не стыдно было встретиться с ним, и не стыдно за того, кого ты воспитал! Задача учителя не только дать знания учащимся, но и воспитать в них гражданственность, уважение к прошлому, привить нравственные принципы. Без содружества «учитель – ученик» этот процесс не будет полным. Одной из важнейших частей педагогики является теория обучения. «Нельзя воспитывать, - говорил Л.Н. Толстой, - не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Будучи убежденной в том, что в процессе получения образования человек накапливает опыт отношений к окружающему миру, к людям, стараюсь всесторонне развивать личность учащегося через урочную и внеурочную деятельность. Понимая, что реализовать свой интеллектуальный творческий потенциал может только здоровая личность, особое внимание уделяю отбору и внедрению здоровьесберегающих технологий. Считая, что педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно оформленное взаимодействие учителя и ученика, опирающийся на законы воспитания, творчество педагога и динамику возрастного изменения детей, я стараюсь как можно ответственнее подходить к подготовке уроков, обязательно учитывая как психологические особенности учащихся, так и возрастные. Как педагога меня волнует проблема соотношения обучения и развития детей на моих уроках. Поэтому совершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности должно быть постоянным. Я считаю необходимыми условиями этого процесса, выявление тех условий и форм обучения, которые бы сделали мой урок развивающим, интересным. Урок, который ждут мои ученики!
Светлана Ивановна. Вы - большая умница, потому что имея за спиной такой огромный опыт, продолжаете по необходимости учиться, и это Вас радует. Такие учителя всегда были любимы детьми. Творческих Вам успехов.
Дорогая Светлана Ивановна, спасибо за прекрасное, глубокое эссе о нелёгком учительском труде! Отличный стиль написания, замечательные и правильные слова! Прочитав Вашу работу, я поняла, что мне (со своим двадцатилетним стажем работы) ещё учиться, учиться и учиться. Полностью поддерживаю Ваши взгляды. Я думаю, что у нас с Вами в наших размышлениях есть много общего. Спасибо! Тронута до слёз!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.