Я – учитель! И мне никогда не будет 60 - а лишь четыре раза по пятнадцать!
Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1» Кожевниковского района Томской области
Я – учитель! И мне никогда не будет 60 - а лишь четыре раза по пятнадцать! Эссе
Годы, годы! О как они мчатся, улетают, как сизый дым. Вот морщинки у глаз уж ложатся, а давно ли я был молодым!.. Знакомо? Конечно! К счастью, есть рецепт оставаться молодым и далеко за 60! В составе этого рецепта всего один ингредиент – ШКОЛА. Да, да, обыкновенная школа, лучше, думаю, сельская. Школа?… А что это? Радость или печаль? Удовольствие или наказание? Во все времена люди по-разному отвечают на эти вопросы. И не случайно! Ведь для кого-то школа – это просто здание, где проходят годы учёбы, сдача экзаменов и получение документа об образовании. Для других - натур творческих – это почти второй дом. В их душе, как правило, живёт благодарность своему островку детского счастья за удачный жизненный старт, а школа на долгие годы остаётся для них местом радостных встреч. А вот для тех, кто вышел из школы выпускником, а возвратился в неё учителем, школа наполняется особым смыслом. К возвратившимся в школу по зову сердца принадлежу и я. Родилась я в рабочей семье, где отношение к школе в целом всегда было благосклонное. У наших с сестрой и двумя братьями учителей был непререкаемый авторитет! В доме царил негласный закон: «Учитель всегда прав». Именно уважение к учителям Тяжинской средней школы №1, и поныне успешно готовящей к жизни подрастающее поколение Кемеровской области, послужило родительскому благословению меня на учительский труд. Именно этой школе, возвратившись в неё учителем русского языка и литературы, я отдала свои лучшие годы – 25 лет в меру своих сил и способностей служила на благо тех, кто мне был доверен. И именно там пришло ко мне при-знание, отмеченное первой правительственной наградой – значком «Отличник просвещения». В пору выбора жизненного пути был ещё один стимул к учительской профессии. Ещё тогда, на заре своей юности, я поняла одну удивительную вещь: учителя никогда не старятся. Их души всегда молоды! Потому что они постоянно читают «Пионерскую правду», участвуют в самодеятельности, ходят в по-ходы, ночуют в палатках, поют у костра ребячьи песни. И уже тогда я не ошиблась! Это ощущение вечной молодой души я пронесла через всю жизнь! Сегодня школа для меня – это огромный корабль, медленно, но верно идущий по волнам времени к намеченной цели. А созданию этого образа по-служила любимая моя песня из школьного репертуара «Арго». Я до сих пор обожаю каждую строчку из неё: Арго! Да пошли нам, небо,// Путь с луной и звёздами! Арго! Если сникнет парус, // Мы ударим вёслами... Что ж, в конце концов, // Путь - вся цель гребцов,- Вот, что нам открыли // Зимы с веснами. И этот заряд, каждый раз получаемый от героя древнегреческой мифологии, очень силён! Путь, движение, деятельность с полной отдачей – ключ к спасению молодости души! Уже более трёх десятков лет я переступаю порог вечно кипящего страстями школьного дома. Почти десять лет из них живу и работаю на томской земле. Но школа остаётся школой! Да, меняется время – меняются люди, но суть остаётся сутью: каждый сентябрь, каждый урок, каждый ученик – это чистый лис-ток, и от меня зависит, что на нём будет написано. Это как приговор, обжалованию не подлежащий. И я стараюсь! Осознание ответственности за судьбы доверенных мне детей не даёт возможности делить своё существование на жизнь и работу, потому учительство уже давно стало не профессией, а образом жизни! Главное, чтобы тыл был надёжным! Ведь надо всё успеть: провести уроки, подготовить выпускников к ГИА и ЕГЭ, а там ещё предметные олимпиады различных уровней, а ещё краеведческая конференция, творческие конкурсы, новый выпуск школьной газеты (О Боже, как же быстро пролетел месяц!), декады, праздники, классные часы, походы.. А ещё образовательный туризм - поездки по городам России и за рубеж… А ещё курсы повышения квалификации, занятия в автошколе (два раза в неделю теория, плюс вождение!), обед, ужин для мужа, праздничный стол для любимых родных, дни рождения, юбилеи, свадьбы… Конца нет списку «Надо успеть». Да, безостановочный путь – это наша цель! А потому мне некогда стареть! И пусть я уже трижды бабушка! Это всего лишь увеличение списка моих обязанностей! И всё же остановки в пути случаются: подводить промежуточные итоги своего образа жизни иногда надо. И тогда я, руководствуясь советом американского психолога-гуманиста Карла Роджерса, честно отвечаю себе на вопросы: «Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Умею ли обнаружить интересы каждого в моём классе и могу ли позволить каждому следовать им? В достаточной ли степени я сама - творческий человек?» А ещё меня волнует, комфортно ли рядом со мной моим родным и близким. И когда ответы утвердительны и «хочу!» снова совпадает с «могу!», пройденный путь радует душу! Учитель до тех пор остаётся учителем, пока он учится сам. Эта неточная цитата К.Д. Ушинского определяет учительскую сущность, и с этим нельзя по-спорить. А учимся мы, конечно же, у признанных педагогикой авторитетов. Среди моих кумиров-коллег есть имя выдающегося немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега. Моё знакомство с его трудами состоя-лось более двух десятков лет назад и буквально перевернуло моё сознание. Это актуальнейший и для нашего времени Учебник для учителей! Чем больше я знакомилась с мыслями этого мудрого человека, тем отчётливее понимала, какая величайшая роль отводится моей личности как педагога: «Учитель должен являться для ученика (…) олицетворением (…) если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека». «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!» - эта мысль педагога-гуманиста с годами закрепилась в моей практике, стала моим педагогическим кредо. И я с удовольствием везде и всюду показываю своих учеников! Глядя в свою тридцатилетнюю педагогическую даль, я вижу среди своих выпускников учителей-филологов, управленцев, преуспевающих бизнесменов, востребованных, состоявшихся специалистов разных профессий, приятными вестями от которых греет душу моя страничка в «Одноклассниках». Они меня помнят, дружат между собой, по праву гордятся друг другом. Что может быть дороже?! А расставание с первыми выпускниками было очень тяжёлым, практически невыносимым. Отчаяние и тоска по ним вдохновили меня на творчество, и я посвятила им свое стихотворение:
Вот и осень пришла, Листья льются дождём На тропинки грустящего сада, Школьных клёнов листва Загорелась огнём, Но спешить никуда мне не надо.
Я войду тихо в класс, Что пустым стал без вас, Ваши лица представятся чётко, Не хватает мне вас, Ваших преданных глаз, Видеть вас я теперь буду редко.
Что же!.. Сердце скрепя, Прогоню я печаль, Привыкать буду к вашей смене, Буду ждать я зимы, Когда съедетесь вы На каникулы в школьные стены…
А пока за окном Осень льётся дождём И спешить никуда мне не надо… Вы же, знайте одно: Мне без вас тяжело – Вы частицей души моей стали.
Прошу: просьбу мою Помнить школу свою Сохраните на долгие годы, Приходите сюда, Буду рада всегда Разделить с вами радость и горе.
И родительский дом забывать вам нельзя - Будут весточки ждать Ваши мамы и папы. Прошу, знайте одно: Нам без вас тяжело – Вы частицей души нашей стали.
Всё проходит – и печаль, и радость. Благо, время – хороший лекарь! И вот уже другие дети стали дорогими и любимыми. Отрадно отметить результаты совместных усилий со школьниками перестроечной эпохи образования! Кипу-чей деятельностью занимались мы с моими последними выпускниками: участвовали и побеждали в различных конкурсах; спешили на заседания литературной гостиной и ехали на городские дебаты, писали сочинения о президенте и о маме, вживались в очередные театральные роли и издавали общешкольную печатную газету; отправлялись в лингвистические экспедиции и занимались довузовской подготовкой. На смену этим неугомонным активистам пришло новое поколение, которое также радует своим богатейшим запасом творческой энергии! Театральная студия со временем «расправляет крылья», школьная газета продолжает жить. И снова победы! На районе, области, России и даже на международном уровне! Это окрыляет, вдохновляет на новые «подвиги», делает по-настоящему счастливым. Ведь учительское счастье, как правильно заметил Андрей Дементьев, слагается из ученических побед. «Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика и радуется, когда тот превосходит его. Плохой учитель требует точного повторения и пресекает попытки что-либо делать по-своему…», - прочитала я в одной притче. Задумалась… Да, успехами своих учеников я горжусь и искренне радуюсь, когда они превосходят меня… Значит, я на правильном пути! Но учителю негоже отставать. Идти в ногу со своими юными победителями, множить копилку общих побед – это тоже закон моей жизни. Подводя некий промежуточный итог своего педагогического пути, Фридриху Адольфу Вильгельму Дистервегу я могла бы сегодня доложить: «Не только Вы смогли бы увидеть в моих учениках меня - я сама узнаю себя в них!». Да, я вижу в своих подопечных себя - человека активной жизненной позиции, любящего жизнь, уважающего людей, постоянно заботящегося о близких, безумно благодарного своим родителям за данное мне право на жизнь. Значит, не зря отдано им столько душевного тепла и жизненных сил! Значит, я смогла увести своих ребят в мир прекрасного и помочь им определиться с жизненными ценностями! А польза-то получается обоюдная: они постоянно подзаряжают меня своей энергией молодости! И потому, следуя девизу своей комсомольской юности, я не устаю повторять: «Мне никогда не будет шестьдесят - а лишь четыре раза по пятнадцать!»
Список использованных Интернет-источников
1. Али Апшерони. Книга размышлений, http://a-nomalia.narod.ru/09-7.htm 2. Анри Барбюс http://www.zitata.com/barbues.shtml 3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения -http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Rukov_k_obraz_nem_uchitel.htm 4. Притча http://yoga-forum.ru/archive/index.php/t-2691.html 5. Роджерс К.Р. http://www.in-exp.ru/authors/%D0%9A.%20%D0%A0.%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81.html
Месяцы проходят, года летят, а старость не приходит и не будет её никогда, потому что вы нашли источник вечной молодости и жизни счастливой. Оставайтесь такой же неугомонной всегда.
Спасибо, Вера Степановна! Жаль, что года летят без остановки! Улетают, как сизый дым. Вот морщинки у глаз уж ложатся, а давно ли я был молодым... Удачи Вам!
Галина Николаевна, спасибо за эссе! Прекрасные слова и мысли! Согласна с Вами, расставание со своим первым выпуском----очень сильная потеря! Я своим "первым" сказала, что сколько бы у меня не было ещё выпусков, они всегда будут самыми лучшими, потому что были первыми. Никого нельзя забыть, все замечательные, но первые---они особенные. Очень понравились Ваши стихи. С уважением Людмила Валерьевна.
Галина Николаевна, я полностью согласна с вашим рецептом вечной молодости. Мы педагоги-дошкольники, как никто, это понимаем и проживаем, потому что добрую часть своей жизни играем.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.