Лаптева Гульнара Бакытжановна МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Воспитатель школы-интерната
Моя педагогическая философия
В своей работе я, как и каждый педагог, сталкиваюсь со многими вопросами в области воспитания подрастающего поколения. Педагогическая работа ставит перед каждым воспитателем, учителем вопросы, требующие немедленного решения. Эти вопросы вызваны самой жизнью, нашим временем, окружением и состоянием общества, в котором мы живем. По-моему, в настоящее время, вопрос неразделимости знания и нравственности, ума и сердца при воспитании человека вышел на первый план. Проблема обострилась, стала первоочередной, потому что в современном обществе, ориентированном на всеобщее образование, науку и технику, складывается ложное и крайне опасное представление о превосходстве разума над чувствами. Я считаю, что в воспитании нельзя допускать даже мысли о возможности разделения ума и чувства, знания и нравственности: самыми опасными сегодня становятся люди выученные, но бессовестные. Подобная проблема уже возникала: однако, еще в XIX веке в России был предложен один из вариантов решения данной проблемы – воспитание интеллигентного человека, соединяющего в себе «развитый ум с высокой совестливостью». Перевес общественного мнения в сторону одного обучения, привел к духовно-нравственному кризису. Особенно явственно последствия этого отразились на молодом поколении. Ранний алкоголизм, наркомания, употребление различных психотропных веществ, влияющих на сознание, доводящих подростков до состояния умственного отупения. Возросшее количество самоубийств (по данным статистики, Россия находится на втором месте в мире по количеству случаев суицида, и более 50% из них совершают подростки), преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Большое количество беспризорных (от 4 до 5 миллионов человек), сирот, детей, оставленных на попечение государства при живых родителях. И это неполный перечень всех наших бед. Каждый педагог в своей работе в той или иной степени сталкивается с проявлениями этих негативных черт жизни нашего общества. Лавина негативной информации обрушивается на не сформированную еще в нравственном отношении личность ребенка. Это и телевидение, и радио, и Интернет, и низкопробные печатные издания. Ребенку навязываются ложные кумиры, главные из которых – деньги, власть, сила. У ребенка формируется потребительское отношение к жизни. Современные кумиры молодежи ведут беззаботный образ жизни, часто их имена фигурируют в сомнительных историях, герои подростковых сериалов (например, «Школа») пропагандируют курение, употребление алкоголя, неуважительное отношение к старшему поколению, к учителям и сверстникам. Кто же поможет ребенку противостоять негативу действительности, разобраться в этом мире, определить для себя истинные ценности? Родители? Не всегда. Загруженность работой, равнодушие к душевным порывам и потребностям своих детей, неумение их понять и увлечь своей жизнью, стремление переложить свою ответственность на милицию, медицину и учителей - вот что часто встает между родителем и ребенком. Эта тяжелая миссия, ложится на плечи воспитателей, педагогов. Все должностные лица, имеющие отношение к образовательному процессу, просто обязаны, по-человечески, проникнуться чувством гражданской ответственности за сохранение нравственного потенциала нации. Все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который конечно развивается не только сам по себе, но и, прежде всего, под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей. Я считаю, что чем раньше мы, воспитатели, сформируем у ребенка определенную систему ценностей, воспитаем в нем чувства любви, справедливости, патриотизма, милосердия, тем устойчивее будет он к негативным воздействиям окружающего мира. Эти ценности не нужно выдумывать, они открыты давно, о них писали выдающиеся люди всего мира. Вопросы духовного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Однако, сейчас, когда все чаще можно встретиться с проявлениями жестокости и насилия, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В.М. Шукшин говорил: «Народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту». Именно эти качества должны быть положены в основу воспитания маленького человека. Я хочу воспитывать и растить настоящих россиян, патриотов, граждан с активной жизненной позицией, не терпящих несправедливости, распущенности, пошлости, вседозволенности. Я работаю с детьми предшкольной группы, это дети 6-8 лет. Я считаю своим долгом вселить в ребенка веру в собственные силы, помочь выстроить образ мира, посеять в душе семена Веры, Надежды, Любви и Добра. Опыт работы показывает, что в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были, не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом его собственных стремлений и личного счастья. Именно поэтому я как воспитатель детей предшкольной группы ставлю перед собой цели: оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия. Ведь как справедливо отмечал И.Кант: «Человек может стать человеком, только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание».
Гульнара Бакытжановна, приятно, что Вас, представителя довольно молодого поколения учителей, очень волнует серьёзнейшая проблема современности. Прекрасно Ваше желание воспитать нравственно здоровых граждан нашей страны. Но нельзя не понимать, что в отдельном классе, даже школе это сделать невозможно. "Жить в обществе и быть свободным от общества", к сожалению, нельзя. А ещё проще: "Один в поле не воин". Пока эта проблема не станет главенствующей в государственной политике, на особый успех рассчитывать нельзя. В лучшем случае, мы воспитаем двуликих учеников: они приспособятся к нашим требованиям в школе, а уйдя из её стен, вновь станут самими собой, потому что так живёт их окружение. Будьте успешны в своём стремлении!
Конечно, полностью оградить ребёнка от жестокости и грубости у нас не получится, а вот помочь отличать добро и зло, противостоять соблазнам, уметь говорить:"НЕТ" - это в наших силах и это наша главная задача. Молодец, что затронула такую серьёзную тему.
Гульнара Бакытжановна, вы затрагиваете очень серьезную проблему, которую, к сожалению, не видят наши министры образования... Видимо, из-за того, что они не заканчивали в свое время педагогических университетов, а из курсов своих вузов не запомнили слов классиков о том , что бытие определяет сознание.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.