Этот оборот восходит к гадательной практике. Решето использовалось для гадания у различных народов. В России, например, в решето насыпали разноцветные зерна бобовых - чечевицы, фасоли, гороха, встряхивали решето и по получившимся узорам из зерен предсказывали будущее. Естественно, эти предсказания сбывались редко. Поэтому выражение "чудеса в решете" имеет ироническую окраску. Любопытно, что это выражение имело некогда продолжение, делавшее его пословицей: "Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда".
В русском языке есть много образных выражений со сходным значением: всыпать по первое число, задать взбучку, задать трепку. Часть этих выражений связана с мытьем: задать головомойку или баню, намылить шею. Почему? Возможно, здесь важна сама интенсивность процесса: когда человек моется, он энергично намыливает голову и тело, трет себя мочалкой, чтобы смыть грязь. А в бане еще и хлещет себя веником, чтобы семь потов сошло. Распаренный, с красным лицом, человек, выходящий из бани, напоминает того, кого только что отругали, на ком сорвали зло - тоже покрасневшего, с горящими ушами.
* Все наоборот, в обратном направлении, наизнанку.
Это выражение обычно употребляется в негативном смысле. "Что это ты все шиворот - навыворот надел? Когда ты, в конце концов, сам научишься одеваться?" - могут сказать бедному ребенку взрослые.
Если слово "навыворот" в принципе понятно (оно связано с глаголом "выворачивать"), то что такое "шиворот"? В этом слове сплелись два слова: шить и воротник, как установили историки, шиворотом называли в Московской Руси семнадцатого века раскошно расшитые воротники, которые были в моде.
Иносказательную манеру полную намеков, умолчаний и тайных смыслов, называют эзоповым языком. Эзопов язык активно используется в литературе и журналистике во время господства цензуры, когда прямое высказывание становится невозможным или опасным. Фразеологизм хранит память об Эзопе - легендарном древнегреческом баснописце. Он был рабом, поэтому не мог говорить открыто и должен был облекать свои истории о человеческих слабостях и пороках в иносказательную форму. Сюжеты басен Эзопа легли в основу европейского басенного творчества, мы встретим их у Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.
Богиня раздора Эрида написала как-то на золотом яблоке одно только слово: "Прекраснейшей" - и подкинула его трем богиням во время пира. И возник у них спор, кому же это яблоко должно достаться: супруге Зевса Гере, богине мудрости Афине, или богине любви и красоты Афродите? Спор этот решил сын троянского царя Приама Парис. Он отдал яблоко Афродите, а та помогла ему похитить жену греческого царя Менелая Елену Прекрасную. В результате всех этих действий началась кровопролитная Троянская война.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.