Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Дополнительное образование

"О работе концертмейстера в классе медных духовых инструментов в детском учреждении дополнительного образования".

Блинчевская Екатерина Евгеньевна
О работе концертмейстера в классе медных духовых инструментов в музыкальной школе.

Концертмейстер - удивительная профессия. На сегодняшний день она востребована и на концертной эстраде, и в оперном театре, и в ансамблях, и в хоре, и в хореографии, и в оркестре, и в классе по любой инструментальной специальности, и на преподавательском поприще в классе концертмейстерского мастерства. Регулярно проводятся конкурсы концертмейстерского искусства различного уровня, мастер-классы именитых педагогов-концертмейстеров, семинары. Без концертмейстеров не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы и дома творчества, центры эстетического воспитания, творческие (музыкальные, театральные, хореографические и пр.) колледжи и вузы. Безусловно, работа концертмейстера в детском коллективе, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Функции концертмейстера, работающего в детском учебном заведении с солистами-инструменталистами, носят в значительной мере педагогический характер, так как концертмейстер активно участвует в освоении детьми нового учебного репертуара, способствует музыкальному продвижению ученика и его воспитанию как творческого человека. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста специфических знаний и навыков из области смежных исполнительских искусств, педагогического чутья и такта, понимания детской психологии.

Каждый из инструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это нужно учитывать концертмейстеру при аккомпанементе. Особое внимание следует обратить на такие моменты как: ауфтакт, момент взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым духовым инструментом отличается большей или меньшей интенсивностью (плотностью, насыщенностью): здесь всегда необходимо учитывать степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность и возможности конкретного инструмента.

Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с валторной должна быть меньше, чем с трубой, так как валторны звучат значительно мягче труб. Тембр валторны - грубоватый в нижнем регистре, в верхнем – валторна звучит очень мягко, ярко и певуче, поэтому концертмейстер должен тонко чувствовать баланс между инструментами, быть осторожным и аккуратным в динамическом плане и деликатно пользоваться педалью. Валторне хорошо удается исполнение длинных нот. Валторна - транспонирующий инструмент с широким диапазоном, поэтому нотный текст для нее пишется в скрипичном и басовом ключах. Диапазон у нее 4 октавы, но извлечение звуков в высоком регистре весьма затруднительно. У трубы, напротив, звук ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный. Голос этого инструмента умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно. В “крещендо” и кульминационных моментах солист должен активно ощущать динамическую поддержку со стороны концертмейстера. Для расширения средств художественной выразительности трубачи очень часто применяют сурдину. Главное ее назначение - изменение силы звука и некоторые звуковые эффекты. Так, на трубе "форте" с сурдиной звучит вызывающе дерзко, а "пиано" дает эффект звучания на расстоянии.

Труба является технически подвижным инструментом, на котором исполнитель может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные мелодические украшения. Все эти знания об особенностях духовых инструментов помогают концертмейстеру в работе над произведениями. Также при аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Необходимо контролировать чистоту строя духовых инструментов с учетом их "разогрева". Бывают случаи, когда у фортепианной партии сочинения автором не указаны оттенки, имеющиеся у солиста. В этом случае нужно поддерживать фразировку, различные динамические и штриховые нюансы солиста, быть с ним на "одной волне". Так что концертмейстеру следует учитывать все изложенные трудности при работе с юными духовиками: в данном примере - валторнистами и трубачами. Концертмейстер должен знать все технологические сложности и проблемы своего солиста и учитывать это при исполнении.

Отдельное внимание хочется обратить на переложения концертов - это те случаи, когда концертмейстер исполняет партию оркестра на фортепиано (клавир). Такой вид исполнительства требует особого мастерства, ведь концертмейстер должен стремиться передать всю красочность, масштабность, полноту оркестрового звучания, суметь изобразить тембральную окраску различных инструментов. Конечно, фортепиано не может точно передать тембры тех или иных инструментов, но стремиться к этому необходимо. Концертмейстер должен приблизить фортепианную партию клавира к партитуре композитора, к оркестровой красочности. Для этого пианист должен проделать огромную работу: ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения, прослушать несколько вариантов записей, желательно посетить концерты, где данные произведения исполняются "вживую". Исполнение фортепианной партии должно напоминать слушателям оркестр с его многоголосием и разнообразием тембров.

В практике концертных выступлений с детьми-солистами также необходимы мобильность, быстрота и активность реакции. В случае какой-то непредвиденной ситуации на эстраде, концертмейстер обязан мгновенно ориентироваться в тексте, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребенка перед выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: уверенное вступление, спокойное, выразительное исполнение аккомпанемента, дружеская поддержка на сцене. Творческое вдохновение передается ребенку и помогает ему обрести уверенность, психологическую и мышечную свободу.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: kather | Дата: 12.10.2020
Просмотров: 558 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог