Сегодня: 08.08.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Наука и образование

Особенности становления личной идентичности подростков из неблагополучных семей

Корчуганова Виктория Юрьевна
Семья является важным институтом социализации ребенка на всех этапах развития, именно она формирует сознание, нормы поведения, оказывает влияние на формирование личностных особенностей ребенка на протяжении всех этапов взросления.

Подростковый возраст является весьма кризисным по своему содержанию возрастным периодом, характеризуясь, с одной стороны, нестабильностью психических состояний и ролевой неопределенностью, а с другой - возрастающими социальными требованиями подростку, к его ролям, которые он им еще не освоены.

Дети из неблагополучных семей переживают подростковый кризис более остро, потому что у них данный процесс усугубляется индивидуальными особенностями, которые формируется под влиянием семьи, социального окружения, школьной ситуации и пр.

Неблагополучие семьи определяется низким социальным статусом, невозможностью справиться с возложенными на нее функциями, низкой адаптивностью, затрудненностью и малой результативностью процессов семейного воспитания [1].

С позиции Т.И. Шульги, «главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [5, с.13].

Л.В.Вершинина и И.Е.Максимова выделяет следующие критерии семейного неблагополучия:
• структурные дефекты семьи,
• дефекты материально-бытового характера,
• дефекты нравственных качеств личностей родителей,
• дефекты психологических отношений в подсистеме родители – ребенок, дефекты эстетических отношений [5].

Согласно концепции Э. Эриксона, идентичность означает осознание человеком тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это, в противном случае, происходит диффузия идентичности, регресс, инфантилизм, формируется устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с противоположным полом [3].

Если идентичность - состояние, то процесс его формирования - идентификация. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение короткого или длительного периода могут служить «образцами» для растущего человека [3]. Поиск личностной идентичности предполагает экспериментирование с доступными социальными ролями, социальными функциями, способами общения, профессиональными ориентациями.
Деструктивность семьи в значительной степени затрудняет процесс идентификации подростка. Так, например, не наблюдая в семье позитивные ролевые модели, ребенок начинает воспринимать и усваивать как нормативные те негативные (асоциальные) модели, которые демонстрируются родителями и другими членами семьи. Это впоследствии может повлиять на вхождение подростка в асоциальные группы и субкультуры. Такие подростки чаще всего ограничены в выборе социальных ролей, в силу агрессии, тревожности, застенчивости, они не популярны в классе, поэтому находятся в поиске групп, где их примут.
Анализ данных исследования И.Н. Рассказовой позволяет выделить в качестве основных проблем подростка из социально-неблагополучных семей:
• в эмоциональной сфере - негативные эмоциональные переживания, уязвимость, ранимость;
• в сфере межличностных отношений и коммуникации - зависимость от других людей [4].

Подростки испытывают серьезные трудности, из-за которых не могут устанавливать по-настоящему близкие, интимные отношения. В результате, не зная способов решения проблемы, они переживают чувство неполноценности, неудовлетворенности на протяжении всей жизни, что негативно отражается на их личной идентичности.

Как указывает Ю.В.Тищенко, подросткам, воспитывающимся в условиях семейного неблагополучия, свойственны негативное представление о себе, низкая самооценка, социальная дезадаптированность, отрицание собственных потребностей, неадекватное восприятие собственной компетентности. Согласно разультатам исследования, проведенного Ю.В.Тищенко, ведущими предиктами семейного воспитания, определяющими проблемы в становлении личностной идентичности, являются: желание родителей взять на себя решение всех вопросов в жизни подростка; жесткость требований, директивность; неспособность к осознанию отдельности своего внутреннего мира и внутреннего мира подростка и др. [4].

Другая сложность касается вопросов морального становления подростков из неблагополучных семей. Ребенку сложно выбрать правильную с точки зрения морали стратегию поведения по причине противоречивости требований семьи и социума, в лице социальных групп и институтов, в которые он вовлечен. Так, например, установки неблагополучной семьи могут оказаться прямо противоположными требованиям школы, указывающим на невозможность применения физической силы по отношению к другим людям для разрешения споров и трудных ситуаций. Подобное отсутствие единства требований, установок и ценностей семьи и школы препятствует гармоничному формированию иерархии ценностей, процессу личной идентификации.

Одним из аспектов проблемы формирования личной идентичности подростка в контексте семейного неблагополучия является отсутствие одного из родителей в воспитательной системе семьи.

Так, согласно исследованиям М.Ю.Кузьмина и И.А.Конопак, лица, воспитывающиеся в неполных семьях, обнаруживают стабильно более низкую самооценку, чем испытуемые из полных семей. У них более выражена негативная идентичность, поиск своего места в мире [3]. Например, ситуация когда мама одна воспитывает ребенка, в становлении личной идентичности подростка данная ситуация создает трудность в формировании образа мужчины в силу отсутствия реального образца для подражания и установления собственной тождественности в ролевом взаимодействии с отцом.

Таким образом, становление личной идентичности подростков из неблагополучных семей характеризуется сложностью и проблематичностью, что опосредуется как спецификой семейного неблагополучия, так и всем спектром личностных особенностей подростков, формируемых в условиях нарушенных детско-родительских отношений.
Категория: Наука и образование | Добавил: viktoria28 | Дата: 17.06.2025
Просмотров: 24 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.08.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог