Сегодня: 20.10.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Наука и образование

Профессиональное взаимодействие учителей истории и обществознания в процессе организации проектной и исследовательской деятельности лицеистов

Андрущак Неля Ивановна, Амышева Ирина Анатольевна, Максимова Наталия Исаковна
В федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы ; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.)

Для решения данной проблемы в лицее создано ученическое научное общество, в котором обучающиеся знакомятся с общими приемами и методами исследовательской деятельности. Кадетам помогают определиться, в какой отрасли научного знания им будет интересно проводить исследование или работать с проектом. За помощью в организации исследовательской деятельности они обращаются к учителя-предметника (наставникам). Большинство современных педагогов согласны с тем, что эпоха стабильного и социально-нормированного знания уходит в прошлое. На смену ему приходит новое информационное общество. И основной путь развития этого общества – это формирование особого стиля жизни, основанного на поисковой активности. Для решения данной проблемы учителя истории включили данный вопрос в повестку заседаний творческой группы. Чтобы коллективно, совместно решать проблему создания информационной среды для педагогов, обсуждения и решения конкретных проблем каждого учителя по исследовательской работе. Затрагиваются вопросы по содержанию и методам исследования. Обсуждение новинок, педагогических находок и т.д. Выстраиваем траекторию работы над индивидуальным исследованием. Данное сотрудничество и помощь коллег очень важна. Учитель чувствует себя не одиноким в данном вопросе, и, проговаривая проблему с коллегами, рождается истина.

В основе формирования поисковой активности обучающихся лежит наука. Наука – форма духовной деятельности человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Целью науки является получение новых знаний. Научным является только достоверное знание. Поэтому научно-исследовательская работа распространяется не на всех, а лишь выразивших желание заниматься этой деятельностью, видящих в этом свое призвание.

Традиционной формой учебного фрагмента, включающего исследовательское познание, стал проект. С его помощью происходит знакомство с учебной исследовательской деятельностью. В проекте используются такие модели научной деятельности, как исследование, конструирование, моделирование, ситуационный анализ и прогнозирование.

Леонтович относит проект к конструктивно-преобразовательной деятельности, при котором «ставится задача по заданным начальным условиям промыслить конкретные результаты, тогда как исследование, имея главной целью – установление истины, восстанавливает образ феномена по его «отпечаткам» т. е. носит моделирующий характер. А Савенков говорит, что «принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо, заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний» . Карпов считает, что «метод научных исследований может быть реализован через проект, но проект не способен быть преобразован в метод научных исследований».

В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека. Для учителей методического объединения важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления развития и социальной реализации, забота об одаренных детях сегодня.

Многочисленные современные исследования детской одаренности показывают, что одаренные дети обладают преимуществом почти во всех параметрах развития. Они более приспособлены в эмоциональном и социальном плане, они лучше учатся и легче усваивают материал, у них дольше период концентрации внимания и больше словарный запас, они легче решают задачи и более способны к абстрактно-логическому мышлению. Но все эти преимущества уничтожаются проблемами и трудностями, возникающие при отсутствии оптимальных условий развития одаренности. Сегодня выходит много публикаций посвященных проблеме не выявленных или заблокированных талантов. Одаренные дети часто испытывают трудности из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за того, что современная школа ориентируется на среднего ученика и школьные программы излишне унифицированы, в них плохо учитываются особенности индивидуального развития обучающихся.

Так же исследователи одаренности говорят о том, что для работы с одаренными детьми необходимо специальное обучение педагога. Ведь именно учитель приводит в соответствие учебную программу и способности ребенка. Но в ВУЗах не готовят к работе с одаренными детьми, поэтому работа с ними одна из трудностей массовой школы. МО в своей работе с одаренными детьми учитываю такие элементы, как: активное использование проблемно-диалогического метода обучения, для активизации познавательных потребностей делегируем часть своих традиционных полномочий одаренным детям, выстраиваем индивидуальную образовательную траекторию для одаренных обучающихся.

Главный метод работы с одаренными детьми – это метод проектной технологии. Современный этап развития общества предъявляет свои требования к организации образовательного процесса: не простые знания и умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенными знаниями и умениями; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. На наш взгляд ответом на эти запросы в системе историко-обществоведческого и гражданского образования кадетской школы может стать применение следующих развивающих образовательных технологий: проектной; технологии дебатов и игрового моделирования.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта . Крупный теоретик этого метода Е. С. Полати так формулирует основной тезис современного понимания проектной технологии: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить».

Проект требует наличия действительно значимой проблемы, предоставляющей его исполнителю широкие возможности разнообразной деятельности (проведение социологических опросов, исследований, сбор данных из разных источников, интервьюирование, создание учебных фильмов, плакатов и пр.), использования научных, исследовательских методов (постановка проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы).

На уроках истории в 7-11-х классах мы вместе с обучающимися разрабатываем учебные проекты, которые очень удобны в использовании на уроках при изучении новой темы или повторении. Тема такого проекта выбирается учеником самостоятельно. При этом учитывается обязательно соответствие темы проекта теме будущего урока, чтобы проект актуально «вписался» в урок. Сегодня при наличии огромного арсенала технических средств, Интернета, обучающимися старших классов достаточно легко, а главное интересно, создавать свои проекты и защищать их на уроках.

Темы проектов, реализуемых в урочной деятельности (обществознание): «Что человеку нужно?» (выяснение желаний, потребностей одноклассников и друзей); «Мой бизнес». Цель работы - представить макет и структуру работы своей будущей фирмы или компании. Кроме макета фирмы необходимо было также составить и бизнес-план, набрать примерный штат сотрудников и начислить возможную заработную плату. Но главное – представить свою фирму рентабельной; «Азбука государственной символики». Цель работы - изучить, систематизировать и оформить материал о государственной символике для проведения «Дня России», «Дня Российского флага»; «Молодёжные субкультуры». Цель - изучить одну из современных субкультур, представить материал в качестве презентации, отразив достоинства и недостатки субкультуры, её роль в формировании системы ценностей современной молодежи.

Темы проектов, реализуемых в урочной деятельности (история): «Реформы в России и их исторические последствия»; «Основные проблемы внешней политики России XXI веке»; «Справедливо ли называть реформы Александра II Великими?»; «Наполеон: гениальный полководец или ловкий политик? Кому покорилась Европа?»; «Откуда есть пошла культура русская»; «За Кремлевской стеной»; «Тяжело в учении – легко в бою…»; «Кто виноват в развязывании Первой мировой войны?»; «Маршрутный лист или дневник путешественника по Западной Сибири в XVI в.»; «Великий человек ХХ столетия»; «Февраль – февраль, солдатский месяц…», посвященный Дню победы советских войск под Сталинградом (2 февраля); «Реформы и реформаторы в России в начале XX века»; «Холодная война» - «Я обвиняю...».

На наш взгляд проектно-исследовательская деятельность учащихся, наиболее эффективный способ достижения «качественного, личностно - значимого, продуктивного обучения», но вместе с тем и сложный, и трудоёмкий, и энергозатратный. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительная работа начинается с 5 класса.

В организационном плане в рамках работы МО учителей обществоведческих дисциплин учебно-исследовательская работа обучающихся подразделяется на учебно-исследовательскую деятельность, включаемую в учебный процесс, и выполняемую во внеурочное время. При написании исследования, обучающиеся сталкиваются с материалами, выходящими за рамки определенной научной среды и им необходима консультация специалиста другой, сопутствующей науки. Для этого они обращаются к другому специалисту. В лицее есть возможность получить такую помощь т.к. в каждой творческой группе учителей-предметников есть педагоги, занимающиеся исследовательской деятельностью. Так, например, после проведения конференции «Лицейские чтения» на лицейском уровне проводится «мозговой штурм», методический семинар членов МО учителей истории и обществознания с целью оказания методической помощи и внесения рекомендаций в работы обучающихся. Такую же помощь получаем и от МО учителей русского языка и учителя – психолога.

Между членами МО учителей истории и обществознания выстроены отношения, где каждый учитель играет свою значимую роль в деятельности МО. Так как самым сложным в исследовательской деятельности является найти проблему, эта проблема находится совместно через социальную проблему. Постоянно происходит профессионализация педагогического состава, через активное участие на площадках муниципального, регионального и федерального уровня.

При работе над исследованием за консультацией можно обратиться к преподавателям Сургутского государственного университета, где учителя получают методическую помощь.

Еще одна особенность – это внешняя экспертиза исследовательских работ в г. Екатеринбург, Санкт-Петербург и г.Москва. Работы, прошедшие данные экспертизы, допускаются для участия в молодежной научно-образовательной программе «Шаг в будущее – Россия». Данную программу реализует Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана, под руководством академика РАН И.Федорова. Экспертные комиссии проводят оценку работ, представленных участниками, определяют призеров и победителей. Участие лицеистов в данной программе позволяет им раскрыть свои способности к научной деятельности.

Работа по вовлечению обучающихся в проектную деятельность состоит из трех этапов.
Рисунок 1. Этапы вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

1 этап (5-7 класс):
На первом этапе, в учебном процессе в форме практической деятельности, предусматривается выполнение обязательных работ: домашних проектных работ, практических работ, докладов всеми обучающимися без исключения. Именно на начальном этапе происходит ознакомление обучающихся с основами учебных исследований, развиваются навыки самостоятельной работы по углубленному изучению социально-гуманитарных наук. Преподаватели МО обязательно включают элементы учебных исследований в работы по истории или обществознанию. Выполняя работы с элементами учебных исследований, обучающиеся не только используют знания, приобретённые на уроках, но и испытывают необходимость в дополнительной информации, отражающей специфику выполняемых работ.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, неумение оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети беспомощны в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов, а именно коллективная работа над проектами. При работе над сложным проектом или задачей, которые требуют больших знаний, профессионализма, жизненного опыта, очень часто коллективная работа учеников над проектами оказывается эффективней индивидуальной работы. Основной причиной высокой эффективности команды является эффект синергизма, который возникает в процессе согласованных действий ее членов.

Работа в сплоченном коллективе позволяет добиться результата, который превышает сумму производительностей каждого ребенка, ведь рядом всегда есть люди, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту. Каждый человек уникален, обладает своими талантами и способностями, но когда его возможности используются вместе с другими, то это в значительной степени повышает эффективность и производительность коллективной работы.

Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
1) Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта обычно делается во время изучения большой темы.
2) Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3) Распределение задач по группам, поиск информации.
4) Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5) Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6) Промежуточное обсуждение полученных данных.
7) Презентация проектов.
8) Коллективное обсуждение. Выводы.

Так на 1 этапе 5-7 классов именно на уроках «Истоки», «История казачества», «История кадетства» применяется метод коллективных проектов. Для того чтобы добиться по-настоящему эффективной коллективной работы над проектом, вся команда должна верить в свой успех, постоянно развиваться, а также использовать в работе над проектами современные информационные технологии. Огромная работа по оказанию помощи ученикам проводится на занятиях во внеурочной деятельности. Так учителя МО истории и обществознания ведут курс во внеурочной деятельности «Мы в проекте» и «Занимательная история».

Таким образом, на 1 этапе происходит вовлечение всех обучающихся 5-7 классов в проектную деятельность, что позволяет каждому ребенку принять участие в создании своего проекта, представить его слушателям. Пусть это происходит на уроках, но для обучающихся 5-7 классов это практика. Учебно-исследовательская работа обучающихся, включаемая в учебный процесс, может предусматривать выполнение разовых работ отдельными кадетами, из числа этой массы обучающихся выделяются те, кого это заинтересовало, и тех, кто хочет продолжить проектную деятельность, и, возможно, в индивидуальном порядке. Выходом этих индивидуальных проектов, становится участие в лицейской конференции «Первые шаги в науку» и городском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор». В результате, на муниципальном этапе 11 обучающихся стали победителями и призерами по истории, психологии, экономике, политологии, обществознанию и социологии.

2 этап (8-9 класс):
После определенного этапа познавательных практик наступает сингулярный (отдельный, особый) период познавательной деятельности, который вытягивается в направлении зоны когнитивной компетенции. Круг выполнения когнитивно-ролевых практик начинает сужаться к определенному объему компетенций для реализации конкретной познавательной стратегии обучающегося. Так формируется постепенно зона когнитивной компетенции.

Поиск познавательной проблемы. Познавательная проблема – это горизонт поиска ученика. По мере движения в познавательном русле проблемы ученик приобретает методическое сознание научного типа, овладевает правилами мышления, которые становятся его частью, делая возможным научное мышление и приобретение знаний в форме свободной специализированной автономной деятельности.

В современном исследовательском образовании обучение проходит как исследование и через исследование. Формирование системы обучения методом научных исследований означает, что обучение проходит как исследование, для которого характерно познавательное развитие и обновление.

Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности учеников, прежде всего в социальном проектировании. Проекты, представленные обучающимися на городскую социально-образовательную инициативу: «Нас объединила Победа» в рамках реализации городского проекта «Растем вместе!» в 2014 – 2015 учебном году: «На благо Отечества»; «Единство народа – залог Победы»; «Ода Победе»; «Доблесть и слава»; «Победители: солдаты Великой войны»; «Бои и сражения: путь к Победе»; «Армия Победы»; «Путь к Победе, год 1942. Партизанское движение».

Темы проектов, реализованных в рамках Всероссийской правовой акции «Я – гражданин России» с 2015 по 2019 гг.: «Дорога жизни», «Сургутяне говорят правильно!»; «Создание баннера «Спасибо деду за Победу!»; «Фестиваль «Миру - мир»; «Говори по-русски»; «Не бывает чужих бабушек и дедушек»; «Сургутяне знают историю своего города»; «Золотое кольцо Сургута»; «Сургутская казачья школа»; «Дорогами войны. Путь к Великой Победе!»; «Сургутяне знают историю своего города»; «Лицей – территория смыслов. Заступники земли русской»; «Герои Российской Федерации».

3 этап (10-11 класс):
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Исследовательское обучение предполагает непрерывное нахождение в образовательном поле метода научных исследований. Основной акцент на воспитание исследователя. Леонтович писал, что главное отличие учебного исследования от научного «является развитие личности учащегося, а не получение объективного нового результата, как в «большой» науке».

Исследовательские работы обучающихся, за последние три года, представленны на научно-практических конференциях разных уровней: муниципальном уровне – городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (6 победителей, 9 призеров); на региональном уровне – окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (2 участника) и на федеральном уровне – всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» в г. Москве (1 призер и 1 обучающийся отмечен знаком «Школьник – исследователь»).

Темами исследований стали: «Исследование представлений учащихся лицея о русском характере»; «Роль матери в семье казака»; «Кураторство в лицее, как фактор социализации личности кадет»; «Свадебные обряды сургутских казаков»; «Исследование представлений кадетов лицея о справедливости»; «Образ казачки в пословицах и поговорках»; «Наши страхи»; «Семейные обычаи и традиции казаков»; «Русский характер в представлениях кадетов лицея Хисматулина»; «Влияние моды древних цивилизаций на образ современной женщины»; «Крым: присоединение или воссоединение»; «Социально-демографический портрет лицея»; «Кризис солидарности в лицее»; «Образ казачки в пословицах и поговорках Сибирского казачества»; «Свадебные традиции сургутских казаков», «Общественное движение в России в 19 веке (по репродукциям картин русских художников)»; «Исследование представления кадет о справедливости и ее проявлениях»; «Казачья школа в городе Сургуте»; «Образ учителя в современном российском кинематографе»; «Семейная жизнь женщин в древней Руси и Московии»; «Взрослые ли мы?»; «Изучение оценки событий ГКЧП августа 1991 в учебниках бывших республик СССР», «Пословицы и поговорки Сибирского казачества о революционных событиях 1917г.», «Образ атамана в пословицах и поговорках Сибирского казачества», «Казаки – это первый русский спецназ», «Эволюция образа атамана Семенова в отечественной историографии революции 1917 года».

Конечный продукт проекта приносит не только ощутимую пользу непосредственному исполнителю, который значительно вырастает и в личном, и в образовательном плане за время его выполнения, но и становится достоянием его соучеников — слушателей итогового доклада, зрителей учебного фильма, пользователей созданной в кабинете подбору учебной литературы, изготовленных наглядных пособий, баннеров, проспектов и т.д.

Цель ученика поиск истины (зарабатывание денег, получение статуса, утоление интереса).
Человеческий контент + Культурные проблемы + Социальные ресурсы + инструментальная часть (непрерывный исследовательский «проект», который производит знаниевый комплекс личности) = Создание динамично нового в человеческой личности и ее познании.

Метод научных исследований стремится обучать вводить новшества, прогнозировать изменения, оригинально мыслить, формирует настроенность на поиск, достижения и отстаивание истины, создавать операционно подготовленную для работы со знанием растущую личность, наделять личность компетенциями духовного плана.

Познавательная инициативность + познавательная самоорганизация + творческая продуктивность + «этика истины» = преобразующее начало современного социума.

Познавательное отношение включает в себя среду, доставляющую необходимые условия для реализации, а также дидактический инструмент, который моделирует познавательную активность обучающегося.

Таким образом, работа методического объединения над проектами организована таким образом, что учитель работает в команде, совместно с коллегами, добиваясь эффектов от деятельности в виде достижений обучающихся в конкурсных событиях различного уровня.

Список литературы
1. Карпов А.О. Инновации и среда исследовательского обучения // Философия образования. 2013 №4с. 29
2. Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проектов // Педагогика. М., 2012 №7 с. 17
3. Карпов А.О. Метод научных исследований, как дидактический инструмент исследовательского образования // Инновации в образовании. 2014 №6 с. 43
4. Полат Е.С. Метод проектов
5. Словари и энциклопедии на Академике
6. Федеральный государственный образовательный стандарт // информационно-правовое обеспечение Гарант. 
Категория: Наука и образование | Добавил: Andrushak_007 | Дата: 30.03.2021
Просмотров: 70 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
XI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
V Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
V Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
II Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Шедевры из бумаги"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.10.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог