Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Наука и образование

Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в процессе подготовки к школе

Еремеева Вероника Сергеевна
Акцент сделан на результатах практического исследования наглядно-образного мышления детей, у которых диагностирована задержка психического развития, готовящихся к школьному обучению.

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, психическое развитие, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, подготовка к школе, демонстрационные методы, иллюстративные методы, видеометоды.

Одной из важных задач гармоничного развития ребенка, находящегося в дошкольном возрасте, является активизация мышления и его компонентов. Познавательный процесс очень важен для дошкольников, т. к. он определяет дальнейший путь совершенствования каждого из детей в этот возрастной период. Развитием наглядно-образного мышления интересовались такие ученые: Л.С. Выготский [2], Р.С. Немов [6], С.Л. Рубинштейн и др. [9]. Проблему развития мышления у детей с задержкой психического развития рассматривали многие выдающиеся психологи и педагоги, в числе которых Л.С. Выготский [2], С.Я. Рубинштейн [9], Е.А. Стребелева и др. [10].

Процесс совершенствования наглядно-образного мышления дошкольников, имеющих задержку психического развития, становится основой для развития мышления и его форм. Построение комплекса занятий, которые будут помогать совершенствовать мышление детей данной категории, основывается на использовании логического мышления, а также понимания более привычных вариантов мышления, сформированных ранее, а именно – наглядно-действенного и наглядно-образного. Вопросы мышления дошкольников с задержкой психического развития широко представлены в специальной литературе, но при этом имеется недостаточное количество разработанных программ, имеющих развивающую и коррекционную направленность.

В настоящее время существует противоречие, которое связано с тем, что период дошкольного возраста является наиболее продуктивным для развития наглядного мышления, но при этом среди научных источников существует недостаточная проработанность коррекционного и развивающего направления, способствующего повышению уровня наглядно-образного мышления. Отсутствие единой и исчерпывающей программы создает трудности в реализации деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии психики.

Проблема исследования заключается в изучении сущности, различных методов, средств, с помощью которых осуществляется совершенствование наглядно-образного мышления при школьной подготовке у дошкольников с задержкой психического развития.

Данная проблема была положена в основу проведенного исследования, по теме исследования: «Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в процессе подготовки к школе».

Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраст с задержкой психического развития.

Предмет исследования: совершенствование наглядно-образного мышления во время подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

Цель исследования заключалась в теоретическом изучении и практической реализации процесса последовательного совершенствования наглядно-образного мышления при подготовке к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития.

На основании вышесказанного были разработаны задачи исследования:
1. Дать характеристику имеющимся психологическим и педагогическим особенностям и проблемам развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития во время подготовки к школе;
2. Дать исчерпывающий анализ особенностей организации деятельности по обеспечению совершенствования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста, страдающих проблемами психического развития во время подготовки к школьному обучению.
3. Определить уровень наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в процессе подготовки к школе.
4. Организовать практическую реализацию опытно-экспериментальной работы, связанной с совершенствованием наглядно-образного мышления в процессе школьной подготовки с дошкольниками, с диагностируемыми проблемами психического развития.

Гипотеза исследования: наглядно-образное мышление у детей с задержкой психического развития в процессе подготовки к школе будет развиваться эффективнее, если в основу коррекционно-развивающей работы будет положен принцип наглядности, реализуемый в том числе и с использованием ИКТ.

Логика исследования структурирована в соответствии с последовательным решением вышеизложенных задач.

Решая первую задачу исследования, проводился анализ различной психологической, социальной, психологической по проблеме исследования. Изучение специфики развития наглядно-образного мышления занимались Р.С. Немов [6], Е.И. Рогов [8], С.Л. Рубинштейна [9] и т. д.

Термин «задержка психического развития» означает слабовыраженные отклонения в психическом развитии. Его ввели в употребление Э. Крепелин [1] и В.И. Лубовский [3].

Рассматривая детей с задержкой психического развития как особенную группу, следует отметить, что у данной категории детей существуют проблемы в развитии аналитической и синтетической деятельности, из-за чего у них наблюдаются сложности при переключении внимания, им сложно обобщать ряд предметов, находить общее и различное, и в целом их темп мышления значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. В связи с этим, у детей с задержкой психического развития наблюдаются общие нарушения речи. С точки зрения развития наглядно-образного мышления известно, что при выполнении ряда заданий, дошкольники с задержкой психического развития не умеют применять ранее полученный опыт, не могут учиться, опираясь на прошлые ошибки, имеют довольно низкую учебную мотивацию, у них возникают значительные трудности при соединении слова и образа [4].

Основным фактором, который сопровождает дошкольников, имеющих задержку психического развития, является именно отставание в развитии мышления, которое затрагивают все структурные компоненты мыслительного процесса:
 низкая мотивация, сниженная познавательная активность, нежелание перенапрягаться в интеллектуальном плане;
 неумение ставить и достигать целей, планировать деятельность, опираясь на ошибки;
 несформированность операционного компонента: синтеза, анализа, абстрагирования, сравнения и обобщения;
 нарушение динамичности мыслительных процессов [3].

Опираясь на разницу в мышлении, следует распределить дошкольников с задержкой психического развития на три группы:

первая группа: те, кто имеют нарушения психогенного происхождения. Для них характерны проблемы с развитием мышления и пониженной познавательной активностью;

вторая группа: те, кто обладают инфантилизмом, соматогенной формой нарушения либо имеют легкую форму выраженности проблемы психического развития при церебрально-органическом генезе. Для них характерно неравномерное проявление познавательного интереса и активности, а также нестабильной продуктивности при выполнении заданий.

третья группа: те, кто имеют пониженный уровень продуктивной деятельности, а также почти полное отсутствие активности [1].

Опираясь на литературные источники, следует отметить, что структурно процесс развития данного вида мышления состоит из трех взаимосвязанных этапов:
 составление наглядно-образного плана и перенос практического опыта из образца в собственную деятельность;
 установление причинно-следственных связей между элементами деятельности и образцом;
 детальное рассмотрение объектов и выделение конкретных деталей [7].

Таким образом, обращаясь к анализу психолого-педагогической литературы, подчеркнем, что в основе ЗПР находится взаимодействие между биологическими и социальными факторами, которые состоят в едином комплексе. На основании вышесказанного выявлена приоритетность мыслительных процессов перед другими, и поэтому необходимо проводить коррекционные мероприятия.

Решая вторую задачу исследования, опираясь на изучение особенностей организации деятельности по обеспечению совершенствования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития во время подготовки к школьному обучению, мы определили, что наглядно-образное мышление будет развиваться эффективнее, если задействовать в процессе коррекционной деятельности техники и технологии художественно-творческой и игровой деятельности. Важными способами развития наглядно-образного мышления являются: игры, способствующие развитию всех компонентов мышления: игры на сравнение предметов; игры на выделение общего признака; выбор «четвертого лишнего»; игры на установление причинно-следственных связей; игры-ситуации с применением родовых понятий и обобщающих слов; игры на изучение величины предметов, игры-загадки, игры-предположения и т. д. [7].

Решая третью задачу исследования, была организована опытно-экспериментальная работа. Изучив теорию, потребовалось изучить имеющийся уровень наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР в процессе подготовки к школе.

Исследование организовано на базе МДОУ «Детский сад № 337» Ворошиловского района Волгограда. В исследовании участвовали дети дошкольного возраста с диагнозом «задержка психического развития». В практической работе обследованы 10 детей 5–6 лет с данным нарушением. Методики проводились индивидуально с каждым ребёнком.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении актуального уровня наглядно-образного мышления при подготовке к школьному обучению у дошкольников, имеющих трудности с психическим развитием.

Для реализации цели нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. «Что здесь лишнее?» (автор Р.С. Немов) [6];
2. «Цветные прогрессивные матрицы» (автор Дж. Равен) [12];
3. Тест Векслера (детский вариант). Субтест последовательность картинок. «Последовательность картинок» (автор Д. Векслер) [11].

В ходе констатирующего этапа получены следующие результаты: среди респондентов, было выявлено, что средний уровень (50%) и низкий уровень (50%) в равной степени доминируют в данной группе испытуемых. Высокий уровень на констатирующем эксперименте не выявлен. Таким образом, была подтверждена необходимость проведения формирующего эксперимента, чтобы повысить показатели развития мышления у данной группы возрастной группы, имеющей особенности психического развития.

Решая четвертую задачу исследования, организован формирующий эксперимент. Разработаны и апробированы 8 занятий для коррекции мышления дошкольников в процессе подготовки к школе. На занятиях детям предлагались наглядные методы: демонстрационные (рассмотрение живых объектов, их копий); иллюстративные (карточки, рисунки); видеометоды (презентация, мультфильм). Другими использованными методами стали: сюжетно-ролевая игра, беседа, дидактические игры, составление рассказов по сюжетным картинкам.

В данном случае, педагог руководствовался процессом формирования наглядно-образного мышления, который невозможен без создания полноценных, конкретных, ярких образом, которые должны были не только заинтересовать детей с задержкой психического развития, но и способствовать коррекции их нарушения. В программе, рассчитанной на четыре недели, была предложена игровая форма занятий; все занятия строились на принципе постепенного усвоения материала; в программе были учтены индивидуальные, возрастные и иные особенности данной категории детей, а также использованы различные наглядные методы.

На контрольном этапе исследования повторно использовались те же методики, что и проводились на констатирующем эксперименте. Рассмотрим результаты, полученные с помощью диагностических методик на изначальном этапе по изучению уровня наглядно-образного мышления при подготовке к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.

На основании полученных результатов отметим, что больший процент детей с нарушением психического развития находятся на среднем уровне (в 60% случаев). На высоком уровне находятся 30% испытуемых, что на 30% выше прошлого показателя, а на низком уровне находятся всего 10% испытуемых (что на 40% ниже показателя констатирующего эксперимента). После проведенной работы на формирующем эксперименте, дошкольники с задержкой психического развития показали более высокие результаты по развитию мыслительных процессов. У дошкольников, участвующих в исследовании, повысился уровень анализа и синтеза, они стали лучше обобщать и классифицировать, используя наглядный материал, а также устанавливать причинно-следственные связи.

Подводя итог исследования, делаем вывод, что после проведения комплекса взаимосвязанных между собой занятий, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития повысился уровень развития мыслительных процессов, однако акцент сделан именно на наглядно-образном мышлении. Учитывая, что в каждое занятие были включены различные наглядные средства, именно их разнообразие и нестандартность подачи материала расширили возможности для данной категории дошкольников в процессе подготовки к школе. Таким образом, организованная совокупность занятий способствовала повышению уровня наглядно-образного мышления у дошкольников в процессе подготовки к школе, что подтверждается положительными результатами развитие. Выдвинутая гипотеза была подтверждена.

Литература
1. Бабкина Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 2. С. 16–22.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
3. Иванов М.В., Фунтикова Е.В. Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития резидуально-органического генеза // Социальные и гуманитарные науки. 2019. № 1(3). С. 587–592.
4. Крамаренко А.Р., Черепкова Н.В. Наглядно-образное мышление у детей с задержкой психического развития // Студенческий научный форум: материалы VI Междунар. студен. науч. конф. 
5. Назарова О.Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза // Молодой ученый. 2017. № 7(141). С. 551–555. 
6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
7. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
11. Тест Векслера (детский вариант). Субтест последовательность картинок. 
12. Цветные прогрессивные матрицы 
Категория: Наука и образование | Добавил: 89887089564 | Дата: 13.05.2022
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог