Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Наука и образование

Социальный проект "Что читают современные подростки?"

Шагисултанова Ева, 12
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 94 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 94 г.Челябинска»)
_____________________________________________________________________________________
шоссе Металлургов, 53, г.Челябинск, 454052, тел. (351) 726-89-09 E-mail: mail@school94.ru
ОКПО 31193731, ОГРН 1027402819223, ИНН/КПП 7450001960/746001001

Что читают современные подростки
социальный проект

Автор: Шагисултанова Ева, ученица 7-2 класса
МАОУ «СОШ №94 г. Челябинска»,
Руководитель:
Садыкова Земфира Маулетдиновна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 94 г. Челябинска»

Челябинск, 2024

Содержание
Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие литературы 20-21 века 5
Глава 2. Влияние книги на жизнь подростков 8
Глава 3. Исследование литературных предпочтений школьников среднего звена школы
3.1 Результаты анкетирования 8
Заключение 12
Список литературы 13
Приложения 14

Введение
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки есть подростки, которые любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Меня заинтересовал вопрос, читают ли мои сверстники что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку?
Цель: выяснение отношения современных подростков к книгам
Задачи:
• Изучить литературу по заданной теме;
• оценить значимость литературы в жизни обучающихся;
• провести анкетирование среди учеников;
• определить литературные предпочтения школьников 12-16 лет МАОУ «СОШ №94 г. Челябинска»;
• подвести итоги исследования

Глава 1. Жанровое своеобразие литературы 20-21 века
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Традиционно эпические жанры делят на:
крупные (эпопея, роман-эпопея, сага)
средние (роман, повесть)
малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд)
Литературный род — самое крупное объединение произведений по особенностям композиции, сюжета, авторского присутствия в тексте.
Литература 21 века в России отличается разнообразием жанров и стилей, а также своеобразием тем и мотивов.
Одним из самых популярных жанров является современная проза, в которой отразилась реальность современной России, ее проблемы и противоречия. Важным направлением считается женская литература, в которой затрагиваются вопросы женского опыта, отношений и самоидентификации.
Также важным жанром стало фэнтези и научная фантастика. Авторы начали экспериментировать с жанром, внедряя в него российские мифы и легенды, а также критические рефлексии о современных технологиях и обществе.
Исследование собственной истории и культуры стало важным направлением в 21 веке. Авторы обращают внимание на малоизвестные исторические факты, а также народные мифы и легенды.
Кроме того, появился новый жанр - эссеистика, который позволяет авторам высказывать свое мнение о современной жизни и культуре.
Таким образом, литература 21 века в России отличается многообразием жанров и тем, а также своеобразием подходов к традиционным литературным жанрам.
Современные подростки и подростки читают разнообразные книги, журналы, комиксы, и различные онлайн-контент. Ниже представлены некоторые из популярных категорий.
1. Юношеская литература: Подростки интересуются книгами, которые рассказывают о подростковых проблемах, дружбе, любви и самоопределении.
2. Фэнтези и приключения: Книги о волшебстве, фантастические приключения и мистические существа, такие как "Гарри Поттер" Дж. К. Роулинг или "Голодные игры" Сьюзен Коллинз.
3. Научно-популярная литература: Молодежь также интересуется научными фактами, книгами о психологии, философии, истории, а также книгами о саморазвитии.
4. Манга и комиксы:*Манга и комиксы имеют большую популярность среди подростков, такие как "Naruto," "One Piece," "Attack on Titan" и другие.
5. Блоги и онлайн контент: Многие подростки предпочитают читать блоги, онлайн-журналы или онлайн-ресурсы вместо традиционных книг.

Также важно учитывать, что каждый подросток уникален и их интересы могут сильно различаться.

Глава 2. Влияние книги на жизнь подростков
Книги могут оказать огромное влияние на жизнь подростка. Книги могут вдохновить подростков, показав им новые идеи, возможности и перспективы, которые они до этого момента не осознавали. Чтение книг, особенно фикшн, помогает подросткам понять и увидеть мир глазами других персонажей, что способствует развитию эмпатии и пониманию различных точек зрения.
Книги также могут помочь подросткам в саморазвитии, поскольку могут содержать мудрые советы, техники решения проблем, советы по развитию навыков и т.д. Через книги подростки могут узнать о различных ценностях, моральных уроках и принципах, которые могут повлиять на их собственные взгляды и убеждения. Чтение книг может существенно повлиять на развитие языковых навыков подростка, расширяя словарный запас, развивая навыки письма и анализа текста. Книги могут побудить подростков к постановке целей, принятию решений и действию, вдохновив на новые идеи и начинания.
Книги могут служить хорошим средством для подростков, чтобы избежать уединения и провести время с пользой. Итак, видно, что книги могут оказать значительное влияние на жизнь подростка, формируя их мышление, ценности и взгляды на мир.

Глава 3. Исследование литературных предпочтений школьников среднего звена школы
Среди обучающихся 7-9 классов было проведено анкетирование с целью выявления предпочтительных жанров литературы. В опросе участвовало 49 человек. Вопросы были следующие:

1. Из какого вы класса?
2. Если Вы читаете, то почему?
а) потому что нравится
б) потому что надо по учебной программе
в) потому что хочу казаться умным
г) потому что родители заставляют
3. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?
- научные книги
- научно- популярные
- фантастика
- мистика
- учебная литература
- приключения
- классика
- женские романы
- исторические книги
- детективы
- свой вариант
4. В каком виде Вы читаете книги?
а) в печатном виде
б) в электронном виде
5. Слушаете ли Вы аудиокниги?
а) да
б) нет
6. Если Вы читаете книги, то почему?
а)потому что нравится
б)потому что надо по учебной программе
в)потому что родители заставляют
7. В каком виде Вы читаете книги?
а) в печатном виде
б) в электронном виде
8. Ваша любимая книга
9. Ваш любимый автор

Изучив результаты опроса (прил. 1), я пришла к выводу, что самые любимые жанры у обучающихся это:

Учебная литература — это литература, произведения письменности и печати, которые создаются как средство обучения для определённой системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

Фантастика — жанр, объединяющий художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности.

Мистика — литературный жанр, часто классифицирующийся как поджанр фантастики, определяющийся правдоподобным описанием сверхъестественных событий и частым касанием сюжета чего-либо необъяснимого, потустороннего или параллельно-вселенного.

Приключенческая литература — это совокупность нескольких прозаических жанров, отдающих приоритет действию перед характером, случаю перед будничным ходом жизни и динамике перед описательностью.

Подросткам может нравиться учебная литература по нескольким причинам:
1.Интерес к предмету: Учебная литература может быть интересной и познавательной для подростков, особенно если они увлечены определенным предметом или областью знаний. Это может стимулировать их изучать глубже и расширять свои знания.
2.Подготовка к будущей карьере: Некоторые подростки могут видеть в учебной литературе возможность лучше понять и подготовиться к будущей карьере или образовательной траектории. Они могут искать информацию о различных профессиях и отраслях, а также изучать требования к образованию и навыкам.
3.Развитие навыков: Учебная литература часто требует от читателя критического мышления, анализа, решения проблем и других навыков, которые могут быть полезны в жизни и карьере. Подростки могут наслаждаться процессом обучения и развития этих навыков.
4.Улучшение самооценки: Успешное изучение и понимание учебной литературы может повысить самооценку подростка. Они могут чувствовать себя увереннее в своих способностях и умении справляться с новыми задачами.
5.Социальное признание: В некоторых случаях, интерес к учебной литературе может быть связан с желанием подростка быть принятым сверстниками или родителями. Это может мотивировать их изучать сложные темы и демонстрировать свою интеллектуальную любознательность.

Фантастическая литература может привлекать подростков по следующим причинам:
1.Она позволяет им окунуться в мир, отличный от реального, и дает возможность пережить приключения, невозможные в реальной жизни.
2.Фантастическая литература дает возможность подросткам выразить себя через персонажей, которые они создают в своем воображении.
3.Фантастика может быть источником вдохновения и мотивации для подростков, помогая им развивать свое воображение и творческие способности.
4.Многие подростковые книги в жанре фантастики также затрагивают важные социальные и моральные вопросы, что может помочь подросткам лучше понимать мир вокруг них.

Мистическая литература может привлечь подростков по нескольким причинам, в том числе:
1.Загадка и тайна: Мистическая литература часто содержит элементы загадки и тайны, которые могут привлечь внимание подростков. Они могут наслаждаться поиском ответов на вопросы, которые ставит перед ними книга.
2.Мистические элементы: Мистика может быть привлекательной для подростков из-за ее способности вызывать эмоции и создавать атмосферу таинственности. Мистические истории могут быть наполнены сверхъестественными элементами, которые могут привлекать подростков.
3.Персонажи: Мистическая литература часто имеет сложных и интересных персонажей, которые могут стать героями для подростков. Подростки могут идентифицировать себя с персонажами и сопереживать им, что делает чтение более увлекательным.
4.Моральные дилеммы: Мистическая литература также может затрагивать моральные дилеммы, которые могут быть актуальны для подростков. Это может заставить их задуматься о своих ценностях и убеждениях, что может быть полезно для их развития.

Приключенческая литература может быть очень привлекательной для подростков по нескольким причинам.
1.она часто содержит элементы, которые нравятся большинству подростков, такие как приключения, путешествия и исследования. Это может быть отличным способом для них отвлечься от повседневной рутины и погрузиться в новый мир.
2.приключенческая литература часто имеет сильных и независимых героев, которые сталкиваются с трудностями и преодолевают их. Это может вдохновлять подростков и давать им чувство гордости и удовлетворения.
3.приключенческая литература может помочь развить у подростков критическое мышление, умение решать проблемы и другие навыки, которые могут пригодиться им в будущем.
4.приключенческая литература может просто быть интересной и увлекательной для подростков, которые ищут что-то новое и захватывающее.

Многие подростки отдают предпочтение электронным аудиокнигам, электронным версиям книг. Говорит ли это о том, что печатные книги теряют свою актуальность? Думаю, нет.

Заключение
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что литература 21 века в России отличается многообразием жанров и тем, а также своеобразием подходов к традиционным литературным жанрам. Современные подростки и подростки читают разнообразные книги, журналы, комиксы, и различные онлайн-контент. Но при этом важно учитывать, что каждый подросток уникален и их интересы могут сильно различаться.
Книги могут оказать значительное влияние на жизнь подростка, формируя их мышление, ценности и взгляды на мир. Удобнее многим обучающимся пользоваться электронными ресурсами.
Анкетирование учеников 6-9 классов показало, что большая часть подростков предпочитают следующие жанры: учебная литература, фантастика, мистика, приключенческая литература.
Проектным продуктом является презентация.
Данный материал можно использовать на уроках литературы, уроках внеклассного чтения, при организации литературных клубов при библиотеке.

Приложение 1

Список литературы:
1.Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://metodisty narod.ru – свободный.
2.Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.
3.Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 2009.
4. 15 соврмеменных книг для подростков. Электронный ресурс.
5. Волкова В.Н. Читающие школьники – будущее России? Взгляд из Сибири // Библиотека и чтение в структуре современного образования. Мат-лымежрегион. науч. конф. / РАО; Науч. центр исслед. книжной культуры РАН; НПБ им. Ушинского – М., 2009. – С.36-39.
6. Зоркая Н.А.. Чтение школьников и культурные ресурсы семь. 
Категория: Наука и образование | Добавил: Zemfira2201 | Дата: 05.11.2024
Просмотров: 83 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог