Обязательное условие модернизации профессионального образования это повышение его качества. А один из показателей качества - овладение студентом общими и профессиональными компетенциями.
Применение методов стимулирования учебно-познавательной деятельности важное условие становления компетентного специалиста. Любой метод стимулирования учебно-познавательной деятельности применяемый на занятиях заслуживает особого внимания.
Условно методы стимулирования можно условно разделить на большие подгруппы:
- методы эмоционального стимулирования; - методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся; - методы развития познавательного интереса.
Во время занятий я использую различные задания, направленные на формирование элементарных исследовательских умений и навыков. На первом этапе возможно предложить студентам «Разминку» – выполнение несложных заданий и упражнений, способствующих положительной эмоциональной атмосфере занятия по развитию различных видов мышления. Практически все задания «Разминки» направлены на повторение и закрепление изучаемого учебного материала, формирование и развитие исследовательских умений и навыков. Обязательные условия – связь с информатикой, развивающий характер, положительный эмоциональный настрой.
Вот некоторые примеры таких заданий: 1. Студентам предлагается «создать» компьютер будущего – рассказать, какие еще не использованные возможности в нем могут быть, какие новые функции будет выполнять и как выглядеть внешне? Обсуждение проходит в мини-группах по 3–5 человек в течение 5 минут, после чего происходит представление идей перед всей группой. 2. Составление или разгадывание ребусов, анаграмм, кроссвордов по теме занятия. 3. Поиск информации в электронных Базах знаний, сети Интернет или в учебной и справочной литературе. Задание на поиск может быть одно для всех или индивидуальное. Результаты поиска необходимо зафиксировать. 4. Для определенных профессий подобрать вид работы, связанный с компьютерной обработкой информации, и указать необходимое для выполнения этой работы программное обеспечение. 5. Игра «Вопрос – Ответ»: вся группа делится на 5–6 команд. Каждая команда готовит вопрос типа: «Что произойдет, если..?». Остальные команды должны дать ответ и зафиксировать его. После того, как все вопросы заданы, команды представляют свои варианты ответов. Предложить студентам выбрать самый удачный вопрос и лучшие ответы (выбор обосновать). 6. Преобразование известных пословиц с придачей им современного «компьютерного» смысла. Студенты применяют знания, полученные на занятиях и в процессе приобретения личного опыта, выражая свои мысли при помощи кратких литературных форм и используя при этом метафоры. Приведем примеры пословиц, созданных студентами: «Что вирусу хорошо, то Windows смерть!» и др. 7. Установление соответствия между термином и его определением. Наиболее эффективно, когда количество терминов и определений не совпадает, некоторые термины имеют два и более определения. Студентам важно видеть, что созданный ими «продукты» (тесты, ребусы, кроссворды, схемы) интересны другим и имеют практическое применение. Поэтому на занятиях по информатике активно используется материал, подготовленный студентами на занятиях и во время самостоятельной внеаудиторной работы.
Литература 1. Зимин В.Н. Новые подходы и методы в организации образовательного процесса. Методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2003 2. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2004 3. Современные способы активизации обучения, Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. – 2004.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.