В математике технология дифференцированного обучения имеет особое значение в виду сложности, важности и объемности самого предмета. Об этом расскажет Залим Владиславович Кочесоков, педагог по математике Wunderpark International School.
В последние годы в образовании меняется многое. Новые государственные стандарты ориентируют процесс обучения на личность ученика, его особенности, культуру и творчество. В процессе обучения каждый ученик должен чувствовать себя успешным, вовлеченным и нужным.
Одним из инструментов формирования ситуации успеха в деятельности ученика является технология дифференцированного обучения, которая ярко отображает цели, обозначенные ФГОС.
Различают два вида дифференциации – уровневую и профильную. Первый вид выражается в том, что определяется базовый, обязательный, минимально необходимый уровень усвоения программного материала и более высокий, в рамках одного класса, одного учебника, одной программы. Примером этого может являться выполнение в контрольной работе основных заданий (базовый уровень) и заданий «со звездочкой» (повышенный уровень).
Вторым видом является дифференциация по содержанию, которая предполагает деление детей на группы по программам, содержанию, глубине и объему изложения предметных сведений. Примером такого усиления может служить курс математики Л.Г.Петерсон.
Дифференцированный подход в обучении математике осуществим на всех этапах урока. Приведу некоторые примеры реализации данной технологии.
1.Опрос
При письменном или устном опросе можно применять разноуровневые карточки, вопросы, тестовые задания, кроссворды, ребусы, чайнворды, логические задачи. Для одной и той же темы эти задания могут отличаться сложностью и глубиной. Даже в рамках одного задания на группу детей возможно создать разные условия для их выполнения. К примеру, в одном и том же задании для одного ученика может быть указана только цель, для другого дополнительные пункты, на которые ему нужно обратить внимание, а для третьего может быть выдан подробный алгоритм к выполнению этого задания. Кроме того, при устном опросе сильные ученики могут исправлять и дополнять ответы других учеников, предварительно исследовав этот вопрос глубже, найдя дополнительные или просто интересные сведения по заданной тематике. Такой же подход уместен при подготовке контрольных и срезовых работ.
2. Открытие нового
При открытии новых знаний должна происходить дифференциация вопросов. Сильные дети пробуют силы в проблемных вопросах, пробуют сформулировать их сами, подготовить наглядность. Остальным предлагается ответить на вопросы, основанные на ранее изученном материале, если необходимо, ориентируя их на то, где можно найти нужную информацию.
3. Закрепление
При закреплении нового, не испытывающим затруднений, можно предложить сразу выполнение практических упражнений, другим поработать с материалом в учебнике, третьим повторяем основное, разбирая каждый пример более подробно. На этом этапе также проводятся самостоятельные работы, количество заданий которых и уровень сложности разный, в том числе в его формулировке. Кому-то сообщается только цель, кому-то подробная инструкция, а тем, кому необходимо выдается наглядный эталон выполнения.
Очень действенным является использование парной работы на этом этапе. Желательно, чтобы пары тоже были разноуровневые и не имели постоянного состава. А также, чтобы сильные ученики умели взять на себя «тьюторские обязанности», объяснять, слушать и поправлять тех, кто в этом нуждается.
4. Домашние задания
Домашнее задание начального уровня задаются в точном соответствии с ожидаемым результатам. Для второго уровня это задание дополняется более сложными задачами из учебника. Для повышенного уровня к основному заданию добавляют логические упражнения из дополнительных пособий, в том числе творческого или исследовательского характера. Всем категориям учащихся полезно предлагать выступить с небольшими сообщениями и докладами, если необходимо, подсказывая возможные источники информации.
В заключении стоит отметить, что дифференцированное обучение требует последовательности и систематизации, а также вдумчивой, емкой и творческой подготовки. Без этого невозможно добиться положительных и высоких результатов в учебно-познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, их активной и творческой самостоятельности. |