Цель профессиональной деятельности социальных педагогов заключается в системном осуществлении полноценной социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Основная задача социально-бытовой адаптации – это формирование у детей с ограниченными возможностями навыков и умений, непосредственно необходимых в быту, начиная с самых элементарных. Социально-бытовая адаптация направлена на то, чтобы ребенок стал максимально независимым в семейной, школьной, а затем в профессиональной и общественной среде.
Один из важнейших аспектов социально-бытовой адаптации — приобретение навыков коммуникации и безопасного поведения в сфере дорожного движения. Проект «К движению без ограничений!» реализуется в БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии в рамках партнерского проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и компании KIA Motors Rus. Именно он позволяет специалистам Центра эффективно формировать у детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимые компетенции по безопасному взаимодействию с дорогой и транспортом. С октября 2018 года в рамках реализации данного проекта в учреждении действуют автогородок и автокласс. В них проводится обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ правилам безопасного поведения на дорогах с целью становления их полноправными участниками дорожного движения.
Автокласс размещен в просторном учебном кабинете, обустроенном в соответствии с действующими требованиями по организации доступной среды, поэтому в нем абсолютно свободно могут перемещаться дети на инвалидных колясках. Класс оснащен детским автотренажером, имитирующим езду на автомобиле в городе, стендами с дорожными знаками, мультимедийным, игровым и другим оборудованием, необходимым для освоения правил дорожного движения. Занятия проводит социальный педагог, имеющий необходимую квалификацию и прошедший соответствующую подготовку. Инфраструктура автогородка максимально приближена к реальным дорожным условиям и включает светофоры, дорожную разметку, остановки и переходы. По его воображаемым улицам ездят учебные мини-автомобили и велосипеды, дети также могут поработать регулировщиками в настоящей форме инспектора.
Занятия, проводимые на базе автокласса, вызывают значительный интерес у проходящих реабилитацию ребят. На них можно узнать множество важной информации, позволяющей снизить риск попадания в опасные ситуации на дороге. При помощи игровых технологий социальный педагог стремится заинтересовать ребят, в доступной и наглядной форме объясняет им правила дорожного движения. Работа ведется систематично, последовательно, с большой самоотдачей. Посещение Автокласса детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями интенсифицирует процесс их дальнейшей полноценной интеграции в социум, дает им возможность поверить в свои силы.
В обучении детей правилам дорожной безопасности социальный педагог использует следующие разновидности игровых технологий: дидактические и сюжетно-ролевые игры, интеллектуально-познавательные приемы (путешествие, КВН, викторина) и интерактивные методы. Игры-упражнения и игры-тренинги, основанные на соревновании, путем сравнения эффективно демонстрируют текущий уровень подготовленности и тренированности воспитанников. Интерактивные игры развивают быстроту мысли и способствуют закреплению пройденного материала. Наиболее действенно себя зарекомендовали следующие приемы: компьютерные презентации и тесты, развивающие игры на интерактивной доске. Данная работа ведется непосредственно при участии законных представителей детей. Только в сотрудничестве с семьей можно выработать необходимые навыки культуры поведения на дорогах.
Таким образом, автогородок и автокласс представляют собой специально организованную образовательно-развивающую среду, учитывающую психофизические и возрастные особенности ребенка, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ и позволяющую социальному педагогу эффективно решать задачи социально-бытовой адаптации. |