Мы все знакомы с картиной советского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Эта картина была написана в 50-е гг. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик, растерявшись, не мог решить простейшую задачу у доски. В школе мы писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник. Сегодня я иначе смотрю на это произведение. И первый вопрос, который я себе задаю, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
С внедрением ФГОС в нашей стране мало-помалу распространяется система формирующего или формативного оценивания. На современном этапе эта система широко распространена в западных странах, особенно в системе высшего образования. Основные принципы формирующего оценивания легли в основу технологии оценки учебных достижений образовательной системы «Школа 2100». В чем же суть формирующего оценивания?
Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным, чаще всего безотметочным оцениванием.
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:
1. Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
2. Оценивание должно быть критериальным.
3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
4. Рефлексия должна стать обязательным этапом оценивания.
5. На любом этапе учебной работы школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
6. Оценивание должно быть непрерывным.
Согласитесь, что эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.
В своей педагогической практике я использую следующие техники системы формирующего оценивания.
Журнал наблюдений. Он состоит из отдельных предметных таблиц.
( Приложение 1). Подобная таблица отражает основные требования к уровню подготовки выпускников по истории на базовом уровне и взяты из примерной программы, т.е. это те результаты, на достижение которых мы должны ориентироваться. Я работаю в 10-х классах, которые обучаются по федеральным государственным стандартам 2004 г. В условиях перехода на федеральный государственный стандарт основного общего образования это может быть таблица предметных, метапредметных и личностных результатов. В начале учебного года я знакомлю с таблицей требований учащихся, для которых она становится своеобразным ориентиром в обучении. Подобные таблицы я использую в течение четверти и выставляю «+» либо « - » там, где ученики проявили себя, либо не справились с каким-либо требованием. В конце исследуемого периода я получаю ясную картину, над чем мне и моим ученикам необходимо работать. А если отдельные колонки остаются пустыми, для меня это показатель моей собственной работы, смогла ли я создать все условия на уроках для достижения планируемых результатов.
Критериальные таблицы.
Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
С введением новых образовательных стандартов роль учителя значительно изменилась. С целью формирования коммуникативных УУД при планировании своего урока учитель все чаще использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся. В связи с этим всегда представляет сложность оценивание деятельности отдельной группы. Представляю пример критериальной таблицы оценивания работы группы, которую я использую на своих уроках. (Приложение 2)
Но очень часто можно обнаружить другую проблему. В группе может работать только один ребенок, а остальные могут вести себя достаточно пассивно. Для этого я предлагаю детям в конце урока заполнить таблицу «Форма самооценивания учащихся». (Приложение 3). В этом случае учитывается еще один важный принцип оценивания – самооценка.
В моей педагогической практике прочно утвердилось одноминутное эссе. Одноминутное эссе – это техника, которую я использую с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного «сочинения» я использую следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Что я хотел бы узнать?
Проанализировав ответы учащихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. ( Приложение 4). По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала. На практике рефлексия нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». В целом это не несет какой-либо информации о достигнутых результатах.
Письменные комментарии (письменная обратная связь). На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Письменные комментарии я использую при проверке самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно я с удовольствием выставляю хорошую отметку, если работа написана плохо, то я даю возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых. ( Приложение 5)
Исследователи вопросов формирующего оценивания Элавар и Корно в своих работах отметили, что формативное оценивание – непрерывный поток обратной связи с учащимся, уместные комментарии и ясные, понятные предложения, помогающие ученику осознать собственные пробелы таким образом, что бы он накопил достаточную информацию для дальнейшего продвижения вперед. [1]
Использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволило мне решить ряд проблем, с которыми нередко мы сталкиваемся.
1. Проблема справедливости выставленных оценок. Согласно исследованиям степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил ученикам учитель у хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев; у слабо успевающих - в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Подавляющее большинство моих учеников уверены в справедливости выставленных им оценок. [4]
2. Использование формирующего оценивания позволяет мне постоянно поддерживать обратную связь, знать на каком уровне обучения находятся мои ученики.
3. Система формирующего оценивания позволяет мне, четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу.
И самое важное формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. За годы работы в школе я пришла к выводу, что я иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют. Я иду для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в обучении. И я, безусловно, верю, что каждый ребенок способен достичь определенных результатов.
Литература:
1. Оценивание учебных достижений школьников./Шакиров Р. Х., Буркитова А. А., Дудкина О. И., – Б.: «Билим», 2012.
2. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010.
3. Оценивание для обучения на уроках. Черный, Кристин Харрисон, Клэр Ли., http://www.dylanwiliam.org/Dylan_Wiliams_website/Publications_files/
4. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие./ Н.П. Локалова. – Спб, 2009 /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost |