Сегодня: 20.10.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Обучение в школе

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Ротэрмель Елена Алексеевна
 
Е. А. Ротэрмель, методист
Центра детского творчества
ГО Краснотурьинск

В настоящее время всё более актуальными становятся вопросы создания условий для социализации ребёнка, его жизненного самоопределения. Одним из таких условий, как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. И чем раньше будут созданы эти условия, тем успешнее будет проходить адаптация ребёнка в обществе, следовательно, ему надо как можно раньше помочь сделать первые шаги в жизненном пространстве. Этому способствует включение его в ту деятельность, которая раскроет его задатки.

Как показывают научные исследования и педагогическая практика, такой деятельностью для раннего развития детей является изобразительная. Она присуща ребёнку, содействует его общему развитию.

Изобразительную деятельность неслучайно называют продуктивной. Рисование – это та форма проявления детской активности, в которой дети могут впервые получить реальный и очевидный им самим и другим результат. Это та деятельность, в которой ребёнок сам ставит перед собой цель (нарисовать домик или дерево) и настойчиво претворяет это намерение в жизнь.

Изобразительная деятельность предоставляет ребёнку наиболее яркие возможности для отображения окружающего его мира. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы, воплотить их с помощью линий и цвета.

Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Не зацикленный на карандаше и кисточке ребёнок может рисовать различными предметами. На занятиях в студии «Росток» дети рисуют, например, растениями, нитками, поролоном или даже картофелем, обмакнув их в краску, и прижав к бумаге. Дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью кисточки, а непосредственно руками. Оставленный на бумаге след – первый самостоятельный рисунок. А руководитель, в свою очередь, помогает ребёнку увидеть в ярком отпечатке настоящую картину, умело направляя действия ребёнка в дорисовывании её деталями. Например, отпечаток ладошки можно превратить в птицу, кактус, осьминога или весёлого клоуна. Можно сложить пальцы в щепоть и нарисовать следы зверей, ребром ладони нарисовать цветы или ствол дерева, фалангами пальцев пчёлку или мост через реку, одним пальцем яблоки на дереве или декоративный орнамент.
Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами и использовать ранее незнакомые для них техники рисования - нетрадиционные.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.

Занятия изодеятельностью в студии предусматривают творческий, нешаблонный поиск через нетрадиционные техники рисования, что позволяет развивать фантазию у детей. На занятиях педагог с детьми рисует даже таблеткой активированного угля. Удерживая в руке маленькую таблетку, дети стараются изобразить как можно точнее линии, штрихуют рисунок, что развивает мелкую моторику рук. Изображая округлые и многоугольные формы, дети развивают координацию движений. Развитию воображения у детей способствует и проведение комплексных занятий (рисование и аппликация), на которых ребята самостоятельно вырезают и выщипывают из цветной бумаги отдельные фигурки и детали, чтобы дополнить рисунок аппликацией, или, наоборот, дорисовывают красками недостающие детали на аппликации.

Занятия проводятся в игровой форме, так как ведущая деятельность дошкольников – игра, которая является особым видом обучения. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Стихи, предлагаемые на занятиях – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Дети учатся слышать рифму, ударение, что, несомненно, важно при обучении в дальнейшем.

Занятия проходят с использованием информационных и коммуникационных технологий, как средства наглядности, так и средства обучения. Использование на занятиях музыкального сопровождения способствует созданию учащимися выразительного художественного образа.

В конце каждого занятия обязательно организуется выставка детских рисунков, где у детей формируется самооценка, умение давать оценку своей и чужой деятельности и выражать свою точку зрения. Дети активно, доброжелательно взаимодействуют с педагогом, выражают положительные эмоции, у них активизируются мышление и речь.

Каждый раз, в начале учебного года педагог сталкивается с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них не получится. Особенно это заметно у детей 4-х летнего возраста, где навыки изобразительной деятельности ещё слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе.

Опыт работы показал, что овладение любой нетрадиционной техникой рисования доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.

В процессе занятий у детей формируются:
- художественное восприятие жизни;
- творческая активность, фантазия и воображение;
- навыки исполнительской деятельности;
- умение анализировать и делать выводы;
- навыки рисования определённым нетрадиционным материалом.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая нетрадиционная техника рисования – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость.

Литература
1. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. – 144 с., ил.
2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.- 62 с.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия дошкольников по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 80 с.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под редакцией Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
5. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 208 с.
6. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
7. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155)
Категория: Обучение в школе | Добавил: El_Rot_ | Дата: 24.06.2021
Просмотров: 68 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
XI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
V Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
V Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
II Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Шедевры из бумаги"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.10.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог