Сегодня: 10.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Классный час на тему "Жизнь человека очень ответственна"

Цель: воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.
Задачи:
• раскрыть понятие «ответственность»;
• сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безответственным;
• способствовать развитию у учащихся мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

Форма проведения: кейс-метод, тренинг, моделирование ситуации.
Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложения 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни человека», пазлы «Маленький принц», значки «Маленький принц» (Приложение 3).

Содержательный компонент классного часа
I. Вступительная часть.
II. Основное содержание:
1. Разминка «Заповедь ответственного человека».
2. Ситуационное задание «Как поступить?»
3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца».
III. Заключительная часть.
Рефлексия: «Всё в наших руках!»

Ход классного часа
I. Вступительная часть

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.
Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.
Учитель просит учеников разделиться на три группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

II. Основное содержание
1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

Классный руководитель предлагает ученикам продолжить определение.
Ответственность – это …
(Ученики сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)
Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.
Предлагается ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».
1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)
2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)
3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

При этом классный руководитель и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.
В результате ребята вместе с учителем сформировали «Заповедь ответственного человека».
Ответственный человек не должен быть:
• легкомысленным;
• болтливым;
• жадным;
• непослушным;
• глупым.
Ответственный человек должен быть:
• честным;
• обязательным;
• исполнительным;
• надёжным;
• совестливым;
• с хорошо развитым чувством долга.
Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
Далее ученики по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.
2. Ситуационное задание «Как поступить?»
Классный руководитель предлагает в группах решить ситуационное задание. Ученики получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).
Задание «Как поступить?»
Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.
Вопрос учителя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.
Ученики работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Они задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации, учитель совместно с детьми делает вывод.
Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.
3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца»
Бабочка и мудрец
Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках.
Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».
Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

III. Заключительная часть
Рефлексия «Всё в наших руках!»
Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:
– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.
(Для презентации:
Мы в ответе за ................., которым дали жизнь. (детей)
Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)
Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)
Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)
Мы в ответе за ..............., которой занимаемся. (работу)
Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)
Мы .............. своей жизни. (авторы)

Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.

Приложение 1
Ситуационное задание «Как поступить?»
Группа __________________________________________________
(название группы, придуманное учениками)
Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.
Как вы считаете должен поступить и почему?

Ответ_______________________________________________________________________

Приложение 2
Вариант ситуационного задания
Группа ___________________________________________________
(название группы, придуманное учениками)

Притча «Корзина»
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем хлопот куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё вытопчут, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге.
И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».
Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»
«Зачем?»
(Вариант окончания притчи: «А когда вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести вас в лес»)

Варианты ответа сына: ____________________________________________

Приложение 3
Значок-символ «Маленький принц»
Категория: Обучение в школе | Добавил: ИевлеваИВ | Дата: 19.02.2025
Просмотров: 189 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 10.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог