Педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой готовности к переменам, поиска нестандартных и оптимальных решений в своей деятельности, непрерывной самореализации. Наш регион долгое время не принимал участие в эксперименте по прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Но постепенно учащиеся школ Ставропольского края, стали проходить данное испытание. Сначала по русскому языку, затем предметы по профилю, и в 2009 году ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. В 2007 году, когда мои десятиклассники сели за парты, мы уже точно знали, что нам предстоит сдавать экзамены по материалам и в форме ЕГЭ. Именно с этого периода началась моя активная работа по построению системы подготовки к ЕГЭ по математике. Много форм и методов пришлось попробовать. В последнее время много говорят о системе инновационной оценки – «портфолио», ориентированной на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Данную технологию, чаще всего, применяют классные руководители для отслеживания достижений своих учеников. Но я попробовала внедрить данное новшество в работе учителя-предметника. Для меня данная технология стала способом фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения, основными задачами которого являются: - систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся; - создание условий для оценки индивидуальной деятельности учащегося; - развитие навыков рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся; - создание условий для формирования и развития социальных компетенций учащихся. «Портфолио» представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы – и рукописные, и ксерокопии, касающиеся подготовки к ЕГЭ. В течение учебного года в 10-11 классе, помимо репетиционных ЕГЭ проводятся диагностические тестовые работы. В начале года входные, в конце итоговые, входящие в компетенцию администрации, кроме этого, в 10 классе в конце каждой четверти, а в 11 классе ежемесячно, в апреле- мае 2 раза в месяц я провожу свои диагностические работы. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации. После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С учащимися, не справившимися с заданиями теста, организую дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест. Все тренировочные тесты самостоятельные работы, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, результаты работы над ошибками, учащиеся собирают в своё «математическое» «портфолио». Учащемуся «портфолио» дает возможность систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития, сделать более объективной оценку уровня математической подготовки. Учителю это позволяет отслеживать динамику роста отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, это нужно это для работы с родителями. «Портфолио» нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного «портфолио» я вижу в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Изначально, эту форму работы с учащимися я организовывала только в 9-11 классах, с целью качественной подготовки к итоговой аттестации. Результаты показали эффективность моей системы подготовки к экзаменам. Три года подряд мои ученики успешно сдавали ЕГЭ, ни одной двойки, средний балл, все три года, выше среднего балла по краю. Да и отношение детей к учебе резко изменилось. Каждый ученик старался пополнить свое «портфолио» новыми работами, обязательно выполнять работу над ошибками. А самое главное, ученики стали анализировать результаты, полученные в процессе изучения математики, понимать себя, свои цели и смысл учебной деятельности, у многих стала развиваться адекватная самооценка. И тогда я решила использовать технологию во всех классах, в которых преподаю математику. В младших классах мы собираем не только результаты тренировочных работ, но и результаты участия в различных конкурсах и олимпиадах. Конечно, учителям, работающим в большом количестве классов, иметь индивидуальные папки- «портфолио» на каждого ученика, нереально. Для таких учителей можно иметь папку определенного класса. За это время работы, я пришла к выводу, что «портфолио» является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания. Кроме того, «портфолио» может быть гораздо большим, чем просто средством оценки или собранием учебных работ. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения. |