Сегодня: 22.02.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Методы и приемы развития читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Вероника Андреевна Калугина
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению методов и приемов развития читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения. Методы и приемы рассматриваются как способы решения проблем современного общества – восприятие и усвоение текста, отсутствие интереса к чтению. В статье также представлены примеры методов и приемов по развитию читательской грамотности, которые используются на современных уроках литературного чтения.

Ключевые слова: метод, прием, читательская грамотность, чтение, развитие.

 
«Чтение - окошко, через которое дети видят и познают мир
и самих себя»
В. А. Сухомлинский

Перед школой XXI века стоит нелегкая задача - воспитание всесторонне развитой личности. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии любого человека. Через реализацию процесса чтения учащийся получает знания, учится воспринимать письменную речь и выражать свои мысли. Для того, чтобы чтение выполняло свои разнообразные функции, необходимо формировать читательскую грамотность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

Порой учитель невольно создает проблемы при формировании читательской грамотности на этапе обучения, сводя чтение только к озвучиванию видимого набора букв. Мы должны всегда помнить, что читать — значит всегда извлекать смысл. Чтение — на всех уроках. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе школьного образования. Но не является единственным предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.

Впервые словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году в исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». С помощью тестов PIRLS и PISA измеряется практическая, действенная, функциональная сторона приобретаемого в школе умения – умения понимать прочитанное и использовать его при решении собственных задач.

Следовательно, читательская грамотность приобретается в результате обучения, складывается из разных умений и опыта ученика, может быть сформирована на разных уровнях и связана с характером читаемого текста.

В международных исследованиях PIRLS структура читательской грамотности опирается на 4 основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):
– вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
– сделать прямые умозаключения из этой информации;
– интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
–оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская деятельность, как весьма сложный процесс, характеризуется тремя группами основных качеств. Главная ее характеристика – самостоятельность читателя. Самостоятельность в чтении или читательская грамотность как личностное свойство формируется у любого ребенка с первого дня обучения чтению.

Для развития читательской грамотности необходимо обязательное условие: наличие разных детских книг, в которых учащиеся должны будут с помощью учителя постепенно учиться видеть потенциальных собеседников, различать их для себя, чтобы выбирать тех, с которыми им хочется вступать в беседу, которых им интересно слушать и услышать. При этом у учащихся непременно обостряется желание поскорее овладеть правильным, беглым, выразительным и сознательным озвучиванием речи своего избранника, чтобы услышать ее, запомнить, понять и представить, о чем им говорит собеседник, вообразить и пережить сказанное им, а затем оценить приобретенный опыт.

Чтение – это речевая деятельность, сущность которой состоит в единстве восприятия чужой речи и думанья над ней, запоминания ее, что невозможно без произвольного внимания к каждому объекту этой деятельности и к каждому своему действию.

Для обучения чтению основные виды учебного материала – это звуки родной речи, буквы изучаемого алфавита, слоги, из которых строятся слова, слова, как строительный материал для предложений, такие явления, как ударение и предложения, которые и составляют текст, подлежащий осмысленному прочтению, то есть озвучиванию с соблюдением всех элементов интонирования, наиболее эффективно передающих сущность содержащегося в тексте и подлежащего освоению опыта. При этом дети осваивают и правила, позволяющие озвучивать чужую письменную речь адекватно тому, как она задана в тексте.

При реализации поставленных задач по развитию читательской грамотности, учителю необходимо планировать определенные методы и приемы организации деятельности учащихся на уроках литературного чтения.

Метод обучения (от греч. metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого.

Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.

В своей работе по формированию читательской грамотности у младших школьников можно использовать определенные приемы и техники. Рассмотрим несколько приемов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Отработка технической стороны чтения:
1. «Жужжащее чтение» - Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
2. «Чтение вслух;
3. «Чтение про себя»;
4. «Хоровое чтение»;
5. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по-другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.
6.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

Начиная работу над литературным произведением, учитель должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.

Поэтому и необходимо сделать так, чтобы обучающийся, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.

Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения. Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.

План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или ого плана.

Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.

Приемы и методы, представленные в статье направленны на улучшение техники чтения учащихся, а также на развитие памяти, внимания и осмысления текста:
1. Ежеминутные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во 2 классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.
2. Метод повышения осмысления чтения. Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.
3. Многократность чтения. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Технология работы:
1) Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознанно, осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.
2) Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.
3) Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел.

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

Список литературы
1. Воронова Е. Д. Научная статья «Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе» [Электронный ресурс] 
2. Чабанова, Т. А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. – 310.
Категория: Обучение в школе | Добавил: 89222986586 | Дата: 24.10.2023
Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
VI Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
VII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
XX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XV Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.02.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог