Сегодня: 22.02.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Обоснование комплекса заданий для развития музыкальных способностей обучающихся на уроках музыки

Заморова Алёна Андреевна
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению комплекса игр, направленных на развития музыкальных способностей у обучающихся на уроке музыки. Ставится задача ориентировать обучение на основе развития музыкальных способностей, позволяющей обучающимся уже в школе сформировать познавательные процессы, такие как мышление, ощущение и воображение. Так же рассмотрены приемы и методы развития музыкальных способностей на уроках музыки. Автор выделяет, что для реализации деятельности необходимо использовать задания, способствующие развитию у обучающихся музыкальных способностей.

Ключевые слова: музыкальные способности, специфика музыкальных способностей, музыкальное воспитание, методы, приемы, музыкальные способности обучающихся.

 
«Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие человека»
А. В. Сухомлинский.

«В современной музыкальной педагогике проблема формирования музыкальных способностей является одной из актуальных, поскольку ФГОС НОО определяет задачу нравственного воспитания младших школьников как одну из приоритетных, а формирование представлений детей об эстетических идеалах и ценностях, ценностное отношение к произведениям искусства, являющегося проявлением музыкального вкуса, отражает нравственные ориентиры и нравственное развитие ребенка в целом».

Для реализации ФГОС НОО учителю в своей деятельности необходимо использовать на уроках музыки задания, способствующие развитию у обучающихся музыкальных способностей.

Таким образом, на сегодняшний день развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности.

«Психология музыкального развития учащихся, происходит в трех основных и взаимосвязанных направлениях – интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. Это то, что в профессиональном понимании относится к воспитанию художественно – выразительных средств. Все процессы развития осуществляются не иначе как в музыкальной деятельности, которая, казалось бы, объединяет все три направления»[2,c.133].

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил: «Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью»

В начале младшего школьного возраста музыкальность у детей уже представлена комплексом элементарных компонентов всех музыкальных способностей. Относительно сформированы элементарная эмоциональная отзывчивость на музыку, динамические и начальные формы тембрового музыкального слуха, те компоненты чувства ритма, которые связаны с восприятием и воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивное музыкальное мышление, представленное первичной системой значений, и узнавание как составляющая музыкальной памяти.

Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо добиться того, чтобы деятельность учащихся на уроках осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме. Такое становится возможным тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки - самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора.

Музыкальная педагогика выдвигает и свои специфические принципы: единство эмоционального и сознательного; единство художественного и технического; единство развития ладового, тембрового, ритмического чувства и чувства формы. Эти принципы направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса, музыкальной культуры в целом.

Все вышеперечисленные принципы легли в основу новой технологии развивающего обучения. В основе развивающего обучения лежит концепция преподавания уроков фортепиано как живого образного искусства, сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества. Исходя из этого, принципами развивающего обучения являются: преподавание урока музыки как живого образного искусства; возвышение обучающегося до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования); проникновение в природу искусства и его закономерностей; принцип моделирования художественно-творческого процесса; принцип деятельного освоения искусства [1,с.136].

В статье представлен комплекс заданий по развитию музыкальных способностей на уроках музыки 1 класса. В классе уроки музыки ведутся по программам УМК «Школа России». Однако, наличие данных условий, предоставляемых выбором УМК «Школа России», зачастую бывает недостаточно для развития музыкальных способностей.

Цель комплекса: формировать у обучающихся 1 класса музыкальные способности, через участие в различных видах музыкальной деятельности.

Особенность комплекса: заключается в том, что задания не привязаны к какому-либо одному направлению, а включают в себя разные виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально – ритмические движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах. В комплексе представлено 15 заданий на развитие музыкальных способностей, одно из которых направлено на развитие у обучающихся звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях. Цель задания «Невидимая музыка»- развить слух обучающихся передавая в движениях.

Систематическое использование заданий комплекса на уроках музыки могут позволить развитие музыкальных способностей, индивидуальности ребенка, формированию эмоциональной отзывчивости на музыку, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

«Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность».

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, общение с искусством вызывает у ребят чувство радости, удовлетворение, а формирование навыков и умений способствует проявлению их активности и самостоятельности.

Библиографический список:
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие / О. А. Апраксина. - Москва : Академия, 1983. - 265 с.
2. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев// «Институт психологии РАН».– Москва : 1997. – 352с.
3. Домогацкая И. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей». – Москва: «Классика – XXI», 2004.
Категория: Обучение в школе | Добавил: 89638511914 | Дата: 24.10.2023
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
VI Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
VII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
XX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XV Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.02.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог