Введение: В современном мире понятие «успех» играет важную роль и является желанным для многих людей, особенно в период подростковства, когда формируются представления о будущей взрослой жизни. Однако, какие именно качества и достижения принимаются во внимание при рассмотрении образа успешного человека у подростков 14-16 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено исследование среди школьников.
Методика: В исследовании приняли участие 20 школьников. Использовался опросник «Потребность в достижении цели», с помощью которого они должны были оценить свою потребность в достижении успеха. Шкала оценки потребности в достижении успеха, предложенная Орловой Ю.М., была использована для анализа результатов.
Результаты: По результатам исследования, получены следующие данные о потребности в достижениях среди подростков 10 класса: 5% респондентов имели низкую потребность в достижениях, 20% - пониженную потребность в достижениях, 40% - среднюю потребность в достижениях, 25% - повышенную потребность в достижениях, а 10% - высокую потребность в достижениях.
Эти данные позволяют нам увидеть общую картину представлений о успешности у данной группы подростков. Как видно из результатов, большинству респондентов (65%) необходимо достижение успеха, но только 10% имеют высокую потребность в этом. Это может указывать на то, что для большинства подростков успешность не является абсолютным приоритетом, а скорее является одним из аспектов их жизненных целей.
Чтобы разобраться, какие факторы влияют на представления подростков о успешности, проведенное исследование изучило их источники информации об успешных людях и их достижениях. Большинство участников (80%) назвали интернет, включая социальные сети, YouTube и блоги, как основной источник информации.
Также значительное влияние оказывают родители и близкие (75%), учителя и школа (50%) и друзья и сверстники (60%). Эти данные подтверждают, что социальное окружение, включая семью, школу и друзей, имеет существенное влияние на формирование представлений о успешности у подростков.
Однако стоит отметить, что образ успешного человека может слегка различаться у каждого подростка в зависимости от его потребностей и интересов. Некоторые могут считать материальное благополучие и высокий социальный статус признаками успеха, в то время как другие могут больше ценить профессиональные и личностные достижения.
Выводы: В итоге, можно сделать вывод о том, что представления о успешности у подростков 14-16 лет формируются под влиянием различных факторов, таких как социальное окружение, интернет и образовательное окружение. Необходимо учитывать эти факторы при работе с подростками, чтобы помочь им развивать позитивные и реалистичные представления о достижении успеха, а также помочь им осознать, что определение и путь к успеху индивидуальны для каждого человека.
Литература
1. Лебедева, Л. Ю. (2018). Представления молодежи о счастливой и успешной жизни. Гуманитарные и Социальные Науки, 3(19), 99-103.
2. Молчанова, Е. В. (2020). Образ успешного человека в представлениях современной молодежи. Молодежный научный вестник, 1(16), 33-37.
3. Густавсенко, Е. (2019). Молодежь в поиске успеха: представления о успешной карьере. Вестник Казанского технологического университета, 19(3), 371-376.
4. Никитин, В. А., Чернова, О. В. (2019). Конструирование образа успешного человека в представлениях молодежи. Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 19(3), 461-466.
5. Ковалев, А. Н. (2018). Изменение образов успеха и успешного человека в представлениях современной молодежи. Вестник Удмуртского Университета. Серия 12. Психология. 1(1), 134-139.
6. Фадеева, Т. В., Войцеховская, Ж. Э. (2018). Образ успешного человека в представлениях российской молодежи. Общество: социология, психология, педагогика, 1(44), 27-33. |