Многие родители тратят уйму времени и сил на
подготовку своих детей дошкольного возраста к обучению в школе, однако
все равно первоклассники сталкиваются с определенными проблемами
буквально с первых дней посещения учебного заведения. Существует такое
понятие, как адаптация ребенка к школе. Она состоит из двух важных
моментов: социальной среды и внутреннего состояния ребенка. Социальная
среда, в которой он оказывается, как правило, ему непривычна. Ребенок
вынужден приспосабливаться к новым людям и правилам поведения,
идентифицировать себя как часть социума. Внутреннее состояние в этот
период нестабильно. В нем происходят изменения, которые просто
необходимы для адаптации ребенка в новой жизни.
Таких моментов в жизни человека не так уж много. Первый из них – как
раз поступление в школу. И в этой ситуации важна поддержка родителей и
опытных педагогов. Первый и самый главный шаг – это проследить за тем,
чтобы у первоклассника правильно сформировался процесс учебной
деятельности. Тяга к знаниям и дисциплина, заложенные в этот период,
играют очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка. Поэтому так
важен хороший учитель. Даже простая рифма к слову подбирается первоклассником с легкостью, если с ним работает опытный педагог.
Здесь еще существуют две проблемы: распорядок дня и общение с
взрослыми. Зачастую детям тяжело привыкнуть к новому режиму, и они
быстро устают от занятий. Что касается старших, то многим детям нелегко
привыкнуть к уважительно-формальному стилю общения с ними, так как еще
недавно единственными «взрослым» для них были родители. Для того, чтобы
как можно быстрее решить эти проблемы, необходимо использовать
дополнительные стимулы: моральные и материальные. Это всевозможные
поощрения и похвалы. Материальные толчки действенны, но могут
разбаловать ребенка. Их следует применять с крайней осторожностью.
Само преподавание в младших классах базируется на знакомстве детей с
основами учебной деятельности: ситуациями и действиями, контролем и
анализом всего происходящего. Учебная среда позволяет ребенку освоить
общие способы решения определенных жизненных задач. Он должен научиться
воспроизводить их в дальнейшем и успешно применять в реальных ситуациях.
Умственные способности младших школьников позволяют воспринимать и
усваивать большее количество информации, чем дает им школа. Главное,
правильно организовать процесс обучения. Также хорошим способом обучения
являются групповые занятия и ролевые игры.