Сегодня: 26.06.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Обучение в школе

Поэтические тексты Роберта Рождественского как материал для изучения парцеллированных конструкций в школе

Наталья Александровна Кривцова
Парцелляция – это «способ речевого представления единой синтаксической структуры – предложения несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами» [Ярцева 1998: 369], намеренное интонационное расчленение предложения, деление его на базовую структуру и парцеллят, что приводит к актуализации значения отделяемого компонента. Парцелляция – «явление динамического аспекта предложения», «стилистический прием, состоящий в вычленении части высказывания, построенного по формуле предложения, в самостоятельное высказывание» [Сковородников 1981: 141]. Функционирование «разорванных» построений повышает экспрессивность и эмоциональность информации, об этом говорят исследования М.А. Авласевич, Г.Н. Акимовой, Ю.В. Ванникова, Е.А. Иванчиковой, Ю.С. Комовой, Т.Р. Коноваловой, Б.Ю. Нормана, А.С. Попова, А.П. Сковородникова, Н.Ю. Шведовой и др.

В письменной речи парцелляция – специальный прием коммуникативно-стилистической организации текста, обеспечивающий его максимальную экспрессивность. В художественных произведениях конца XIX – начала XX века парцеллированные конструкции были распространены более других экспрессивных синтаксем и представляли «рубленую» прозу – «прозу с нарушением синтаксической цельности и связей в предложении, сильно интонированную и как бы «разбитую» на куски, если сравнивать ее с классической, синтагматической прозой» [Акимова 1990: 90]. Данная тенденция проявляется и в творчестве Р. Рождественского.

Роберт Рождественский – один из известнейших советских поэтов-шестидесятников. Его творческое становление случилось во «время оттепели» после ХХ съезда, когда целое поколение «звездных мальчиков», почувствовавших свободу и силу, кинулось искренне творить мир красоты и справедливости. Они стремились жить по-настоящему, радостно и полно:
Мы росли –
поколение
рвущихся плавать…
Мы пришли
быть,
где необходимо и трудно…
< ... >
Жить взахлеб!..

Р. Рождественский в стихах «стремился выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе. Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом…» [Сидоров 1984: 8]

«Среди собратьев-шестидесятников он всегда выделялся несдвигаемой верностью однажды принятым ценностям» [Аннинский 1995: 182]. Многие в этом видели слабость поэта. Его упрекали в излишней «правильности», «риторичности», «поверхностности».

После «оттепели 60-х» его пути разошлись со многими друзьями-поэтами, ибо в то непростое время внутренний оптимизм его поэзии многих раздражал, «маршевые бодрые песни и стихи» казались несколько искусственными и даже заказными.

А ведь он просто был верен «однажды принятым ценностям». Он был максималист. «В нем было чувство идеала…» [Вознесенский 2007: 323].
Сегодня Роберт Рождественский у нас почти забыт. Его «сократили» в школьных программах по литературе, его книги почти не издают. Одно из его иронических стихотворений о перспективе литературной славы поэта оказалось почти пророческим:

Возвратившись из небытия,
прозвучит фамилия моя.
Девушка в коротеньком пальто
спросит удивленно:
«Это кто?..»
А ее приятель-аспирант
показать ученость будет рад.
Скажет,
в сторону махнув рукой:
«Что-то помню…
Вроде, был такой…
С юности зачитанный до дыр,
он потом ушел в разряд:
«и др…»

Но в наше жестокое время разрушенных идеалов и торжества бездуховности катастрофически не хватает молодым умам и незрелым душам «естественности голоса и самобытности жеста» Роберта Рождественского, его «чувства идеала», его доброты и веры в «хорошего парня» [Рождественский 2007: 45]. Поэтому – так широко распахнуты глаза детей на уроке в школе, когда учитель всё же прочтет его стихи, так горячо их сопереживание, их желание получить в руки книгу, почитать стихи наедине с собой.

Поэзия Роберта Рождественского учит вере в добро и его «незыблемую» правоту; учит чувствовать личную ответственность за всё происходящее вокруг; делом доказывать своё право называться Человеком. В его стихах – горячий протест против равнодушия, мещанства, приспособленчества, эмоционального безразличия, против обмана, неверности и слепой покорности. И восславляется Любовь! И обо всём – страстно, сильно, но просто и понятно каждому молодому сердцу.

Именно поэтому обращение к поэтическому наследию Р. Рождественского ныне своевременно и актуально: ведь необходимо воспитывать в душах молодого поколения уважение к истинным ценностям. А в его книгах истинные ценности определяются по самой высокой шкале, выверенной автором через «максимализм его мыслей, страстей и чувств» [Бочаров 1985: 11].

Двуначален поэтический мир Роберта Рождественского: он построен на взаимодействии двух начал, на поиске баланса между ними. Этот мир переживает противоречия и конфликты. Отсюда резкие противопоставления и контрасты, отсюда оппонирующие образы. Через преодоление конфликтов противоречивого мира в поэтическом мире Р. Рождественского устанавливается духовное равновесие, через контрастность между фрагментами бытия устанавливается их взаимодействие и выстраивается логика жизни. Поэтому этот мир гармоничен. А для характеристики пространства самоосуществления лирического героя возможен термин двуплановость, так как два движущих жизнью героя начала (гражданское и личностное) проросли из одного корня (Любви) и представляют собою два плана одного мировосприятия, одной нравственно-этической программы.

Поэтический мир Р. Рождественского двуначален - и это проявляется различными способами на всех уровнях текста: на уровне самого духа поэзии, тем, образов-персонажей, описаний, тропов. Главные «средства» («строительный материал») в поэтической мастерской Роберта Рождественского – контрасты, повторы, ирония, а также парцелляция.

Утром ярким,
как лубок.
Страшным.
Долгим.
Ратным.
Был разбит стрелковый полк.
Наш.
В бою неравном.
Сколько полегло парней в том бою –
не знаю.
Засыхало - без корней - полковое знамя.

Уже в самом начале стихотворения автор использует парцеллированные конструкции, построенные на основе членов предложения: Стихи звучат проникновенно, с глубокой печалью. Произошло непоправимое: «Утром... был разбит стрелковый полк». Драматизм события подчёркивается сравнением «утром ярким, как лубок». Жизнь и смерть рядом. Жестокость войны, несовместимость её с жизнью подчёркивается и парцеллятом-определением («Страшным. Долгим. Ратным»), выполняющим изобразительную функцию. Как самостоятельная часть выделено местоимение «Наш». В этом парцелляте звучит душевная боль лирического героя от гибели близких ему людей, товарищей, сложивших головы в неравном бою.

Помимо парцеллятов-определений в данной балладе автор использует парцеллированные сказуемые, которые в свою очередь выполняют эмоционально-выделительную функцию, тем самым обращая внимание читателя на эмоциональное состояние лирического героя:

Облака
печально шли
над затихшей битвой.
И тогда
с родной земли
встал
солдат убитый.
Помолчал.
Погоревал.

Роль парцеллированных сказуемых заключается в раскрытии душевного состояние солдата, который, «погоревав», «подался на восток» (в Россию), спасая полковое знамя, защищая честь родной земли.

Итак, парцеллированные конструкции, как фигуры речи, в данной балладе служат средством выразительности. Они акцентируют внимание на ключевых словесных образах.

В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!

В «балладе о зенитчицах» Р. Рождественский прославляет подвиг женщин на войне. «В то утро танки вышли прямо к Химкам. Те самые. С крестами на броне» - началась ожесточенная борьба со злостным врагом, подчёркивается неожиданность и ужас случившегося. Начался бой: «И старшая, действительно старея, как от кошмара заслонясь рукой, скомандовала тонко: - Батарея - а - а! (Ой мамочка! Ой родная!) Огонь! - И- залп!». Этот отрывок вызывает неподдельные эмоции. На войне все становились старше: молодые юноши шли на войну со старшим поколением и учились у них в боевых условиях, а восемнадцатилетняя девчонка отвечает за весь зенитный полк и не может позволить себе слабость. Она - командир, это противоестественно для неё, ей страшно, она вспоминает мамочку, которая поможет ей внутренней силой, молитвой… Зенитчица все-таки собралась и выстрелила:

И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.

Парцеллят «запричитали всласть» рисует душевное состояние девушек, изображает реакцию всего женского батальона, таких же молодых девчонок, для которых чужда война. Им страшно. Они, как всегда водилось на Руси, когда случалась беда, «заголосили» (громко заплакали).

Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.

Бой идет, «зенитчицы кричали и стреляли, размазывая слезы по щекам». Как бы им сложно не было, они шли вперед: «И падали. И поднимались снова. Впервые защищая наяву и честь свою. И Родину. И маму. И Москву». Парцеллят-дополнение, выполняя изобразительную функцию, парцелляция членит текст, выделяет детали общей картины, подчеркивает важное с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого, подчёркивает во имя чего был совершён подвиг. Семантическое вычленение элемента текста, выдвижение его в сильную позицию используется автором для передачи своего отношения к героям баллады, для выражения идеи всего произведения «У войны не женское лицо...»

Если предыдущие строфы вызывали у нас пугающие и ужасающие чувства, то, читая следующие, становится обидно и больно. Рисуется такое привычное для нас, мирных жителей: любовь, дружба, весна, но для «девчонок» все это недоступно… Р. Рождественский рисует мечты девушек, используя парцеллированные конструкции, выполняющие эмоционально-выделительную функцию, и как же хочется, чтобы у них все это случилось и девушки были по-женски счастливы:

Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.

Поэзия - уникальный жанр творчества, основанный на передаче образов через сочетания слов, рифмы, фразы, средств выразительности.

На основе данного исследования мы пришла к выводу о том, что парцелляция помогает уточнить, прояснить, развить основное высказывание; выделить значимые для поэта детали; предельно сжато суметь охарактеризовать предмет, явление, обстановку, состояние человека.
Категория: Обучение в школе | Добавил: Krivtsova | Дата: 11.05.2022
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, летняя пора!"
III Всероссийский творческий конкурс "День России"
IX Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
III Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
XI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
II Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.06.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог