Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Проблема чтения как ключевая проблема современного литературного образования

Эреджепова Раиса Анверовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Тема: «ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(статья)


Выполнена: Эреджеповой Раисой Анверовной,
учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 14»
Адрес:356405 Ставропольский край,
Благодарненский район,
аул Эдельбай, ул.Манкаева,107

Актуальность темы: Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».

Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Изложение основного материала:
За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей - нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект. Нужно помочь родителям понять значение и преимущества чтения, освоить приёмы руководства чтением детей, объяснить значение чтения на ночь, громких чтений в кругу семьи по вечерам и любое другое свободное время.

В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.

В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.

Налицо кризис чтения.
современному ребёнку трудно читать «детскую классику». И фактор интереса, которым хоть как-то можно привлечь ученика к книге, к сожалению, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда. А особенно важен он для детей младшего подросткового возраста (5-6 класс). В этом возрасте дети эмоционально реагируют на прочитанное. И если «забивать» голову сложными для восприятия произведениями, то можно привить нелюбовь к чтению. Так, дети бурно реагируют на смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать поступок Герасима. В итоге урок «уходит» от намеченного пути. А всё потому, что текст этот никогда не предназначался для детского чтения. Тем более сложен он для современного школьника, который в пятом классе ещё не знаком с бытом дворян XIX века. На «ура» воспринимается «Кавказский пленник»Льва Николаевича Толстого. Эта повесть была написана специально для детей. Самуил Маршак так оценил место этого произведения в литературе для детского чтения: «Но венцом "Книг для чтения", несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвертой книги, - знаменитая повесть о Жилине и Костылине - "Кавказский пленник". Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. В "Кавказском пленнике" мы находим редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц. "Кавказский пленник" показал, какой содержательной может быть детская повесть, напечатанная крупным шрифтом на двух десятках страниц. В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь». Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы: увлекательность, авантюрность, за которыми отрываются глубокие смыслы. Привлекают внимание и литературные сказки. Сказки вообще хорошо воспринимаются пятиклассниками. Недаром так популярен жанр подросткового фэнтези. Литературные сказки, например «Чёрная курица, или Подземные жители», имеют увлекательный сюжет и запоминающихся персонажей.

Особо стоит коснуться произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. Рассказ «Васюткино озеро». Увлекательный сюжет удерживает внимание и дает пищу для размышления. В шестом классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой». И отведён урок для внеклассного чтения по циклу «Последний поклон». Текст даёт богатые возможности для анализа, как литературоведческого, так и для языкового. Сам рассказ по сюжету довольно прост. Но неожиданно в конце рассказчик обозначает важность описанного эпизода в его жизни: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой ». Элемент «научения» (хотя Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей) заложен в самой ситуации. И дети часто оказывались в подобном положении: обещал сделать, но не сделал. И объяснить, почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник, ученики должны сами.

В. Г. Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается он обычно без проблем. Но вот вопросы «Почему учительница стала играть с мальчиком на деньги?» и «Чему научился герой?» «идут» сложно. Возможно, причина этого в том, что автор всё объясняет читателю. Ярко смотрится эпизод игры на деньги, а вот доброта учительницы отходит на второй план.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.

Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.

Учитель является одним из участников диалога. Он вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений.

Проведенный мною анализ литературы, практики работы школы и участие в опытно-экспериментальной работе свидетельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования.

Ставропольский край – полиэтнический регион. Среди его жителей-граждане бывших республик СССР, граждане дальнего зарубежья, представители национальных республик России. Почти во всех образовательных учреждениях есть дети, для которых русский язык не является родным. Не исключение и наша школа. Это обстоятельство обуславливает необходимость приобщения учащихся к богатому культурному наследию этнических групп нашей страны и, прежде всего, к культуре народов.

В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»; «Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи – Мурат»; «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова». Изучение нерусскими учащимися языка художественных произведений русской литературы помогает им глубже и точнее постигнуть значение слов, развить навыки владения стилистически окрашенной речью.

Разработанный для шестиклассников цикл уроков «Отражение идеалов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о Кер-Оглы» (туркменский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в котором нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают высокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать качества и черты характера людей, которые отражены в данных произведениях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини – сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сходны?»; составить книжку – словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уроки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Первое дело». На первом этапе урока детьми были сделанные небольшие сообщения о жизни и творчестве писателей. Затем дети провели исследовательскую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.

Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, отражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Региональный компонент образовательного стандарта дал мне возможность на более высоком уровне познакомить ребят с национальными традициями, с особенностями языковой культуры жителей Ставропольского края. С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края, туркменских пословиц и поговорок, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам «Добро и зло», «Отечество», «Ум и глупость», «Труд и лень», создали презентацию, а затем предоставили на занятии по теме «Малые жанры фольклора», «Пословицы и поговорки народов Ставрополья».

В 7-м классе составили сборники «Обрядовая поэзия», «Обрядовые песни», в 8-м – «Казачьи песни Ставрополья», «Бытовая речь ставропольцев». Материалы работы стали предметом исследования на тему «Обрядовые песни жителей Ставрополья». Исследование увлекло ребят, помогло увидеть связь времён, связь поколений, самобытную биографию народов.

Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, у педагога появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа – языком и показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.

Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, да и просто взрослых людей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге.

Выводы:
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.

Таким образом, подведя итог, можно сказать следующее: чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.

Как отмечает М. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, с ребёнком просто нужно больше говорить.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Список литературы:
1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с.
2.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 32
3.Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm
4.Словарь литературных терминов. Эл.ресурс: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/
5.Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. - СПб.: Свое издательство, 2011
6. По материалам учебников Коровиной В. Я.
Категория: Обучение в школе | Добавил: Тухветова | Дата: 27.06.2014
Просмотров: 24066 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог