Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Проблемное обучение как обучении как метод подготовки к Всероссийскому тестированию по функциональной грамотности.

Ирина Антоновна Малосаева
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

При этом ученики уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы (рис.6).

Особенностью проблемного обучения является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и преподаватель, и обучаемые должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность.

Приемы создания и решения проблемных ситуаций на уроках химии.

Для создания проблемной ситуации на уроке я использую следующие методические приёмы:
– Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения.
– Сталкиваю противоречия в практической деятельности.
– Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.
– Предлагаю классу рассмотреть проблему с различных позиций, например, эколога, юриста, финансиста….
– Побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
– Ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.) Как соединить.

1.1.1. Создание проблемной ситуации
Самое важное и сложное в проблемном методе – это создать правильную проблемную ситуацию. Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста. Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие. В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим последний приём на примере внеурочного занятия по химии в 8 классе.

«Решение расчетных и экспериментальных задач» (рис.7).
Возникла проблемная ситуация: для того, чтобы восстановить металлы из их оксидов, нужен водород. Где его можно взять?

Учащиеся выдвигают гипотезу: водород можно получить в школьной лаборатории.
В ходе занятия, изучив материал учебника и проведя эксперимент, учащиеся подтверждают выдвинутую гипотезу: водород можно получить в школьной лаборатории.

Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа содержания и условий выполнения задания (рис.8). Должны работать с текстом

В качестве примера создания проблемной ситуации с удивлением, приведём занятие по внеурочной деятельности «Первый шаг в химию», на котором изучается тема «Выращивание кристаллов из раствора» (рис.9).

Перед учащимися кристаллы разной формы и окраски, возникает вопрос: «От чего зависит форма, цвет кристалла, можно ли их вырастить в домашних условиях?»
Прежде, чем получить ответ, ученики самостоятельно пройдут путь открытий, и узнают, что на рост кристаллов оказывает влияние температура раствора, его концентрация ...

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Подобрать подходящий способ предъявления проблемы возможно при изучении любой темы курса. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями возраста учащихся, уровнем подготовки класса, средствами, имеющимися в распоряжении учителя.

Исследовательская деятельность.
Формирование функциональной грамотности через исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей. Тогда процесс формирования функциональной грамотности через исследовательскую деятельность будет полным и целостным.

Пример. Перманганат калия- вещество хамелеон. (рис.10-12)
Проблема возникла, как доказать, что перманганат калия- вещество хамелеон. Выдвинули гипотезу: если исследовать свойства перманганата калия как окислителя с помощью датчика pH, то можно достигнуть цели. Провели необходимые реакции, измерили pH полученных растворов, доказали гипотезу.

Ученик защищал эту работу на II межрегиональной научно-практической конференции детских исследовательских работ «Эврика!», получил диплом участника. Приложение №2.
В своей работе «Иван-чай - богатырский чай» Габрикова Кристина обозначила проблему: возможно ли самостоятельно приготовить целебный напиток, отличающийся уникальным природным составом, без каких-либо финансовых затрат Ученица изучить историю целебного растения Иван-чая (кипрея узколистного). Заготовить и ферментировать листья растения Иван-чай (кипрей узколистный). Приготовила сухое растительное сырье для заваривания «богатырского чая» (чайную заварку), при этом, наглядно показать процесс работы на протяжении всех этапов приготовления.

Разработать инструкцию по завариванию «богатырского чая». (рис.13-16)
Ученица защищал свою работу на II межрегиональной научно-практической конференции детских исследовательских работ «Эврика!», получил диплом победителя 2 степени.

Приложение №2.
Проблемную ситуацию можно создать разными приемами. Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Например, лабораторная работа «Распределение температуры внутри пламени». При изучении темы: «Строение пламени» всплывет проблема: одинаковая ли температура в разных зонах пламени, для этого ставиться цель: измерить температуру зон пламени спиртовки, по вертикальной оси факела, записать температурный профиль пламени. Ученики провести исследование с помощью датчика температуры, сравнивают температуру 3-х сечений, делают выводы в виде таблицы.
(рис. 17)

На занятиях по внеурочной деятельности или на уроке химии можно выдвинуть гипотезу, что растворение не только физический процесс, но и химический. Ученики исследуют тепловых эффектов при растворении различных веществ с помощью датчика температуры, сравнивают изменения показания температуры при растворении нитрата аммония и концентрированной серной кислоты, обобщить полученный результат. (рис. 18).

Для учеников старших классов, более углублено изучающих химию, ставлю более сложные проблемы. Например, Элективный курс «Химические реакции». Занятие «Реакции, идущие с образованием осадка». Учащиеся должны не только грамотно провести качественные химические реакции, но и определить тип осадка разной консистенции и условий их образования под микроскопом.

1.1.2. Классификация методов проблемного обучения
В наше время выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично – поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.

Метод проблемного изложения – это наиболее пассивный метод обучения: учитель: сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют роль наблюдателей. Этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.

Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.

Исследовательский метод – самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения – целиком самостоятельная работа учеников.

К недостаткам проблемного обучения относятся слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей, тем не менее, проблемное обучение является наиболее перспективным.

И, так, проблемное обучение – это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Заключение.
Современному учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, дидактической единицы предметного содержания, индивидуальных особенностей.
Владение такими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.
Категория: Обучение в школе | Добавил: Малосаева | Дата: 27.03.2024
Просмотров: 88 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог