Сегодня: 07.12.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Обучение в школе

Проектная и исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

Кузнецова Галина Александровна
Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта предполагает построение в учебном заведении разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их педагогического сопровождения в течение всего периода становления личности.

В рамках реализации новых ФГОС основной целью современной школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Особое место в работе школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети», которая направлена на выявление и создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами.

А это становится возможным через реализацию проектных и исследовательских технологий.

Приоритетной целью проектной и исследовательской деятельности является:
- приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
- развитие способности к исследовательскому типу мышления;
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;

Задача организации исследовательской и проектной деятельности в процессе работы с одарёнными детьми – сделать ум ребёнка культурнее, облагородить его методом научного знания, научить ставить вопросы и направить на путь, ведущий к их решению.

Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы: это и урочная деятельность, в ходе которой сильные ребята получают более творческие, требующие осмысления задания.

В нашей школе реализуются следующие УМК: «Школа России», «Планета знаний», которые располагают возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности.

В рамках учебной программы на страницах учебников представлены следующие проекты: «Математика вокруг нас», «Моя малая Родина», «Моя родословная», «Азбука - к мудрости ступенька», «Мой класс, моя школа» и т.д.

Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно - следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Развитию креативности младших школьников способствуют занятия по технологии. На занятиях созданы условия для развития личности каждого ребёнка, сохранения его индивидуальности.

Очень интересным оказался опыт реализации групповых проектов с участием сразу нескольких соавторов. Одному участнику, возможно, значительно труднее выступать в роли мозгового центра, планировать работу, собирать информацию, оформлять полученные результаты. А вдвоем работать веселее и легче, если эффективно использовать таланты каждого участника.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. И еще один аргумент в пользу проектов: многие проекты учащихся интересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление отношений семьи и школы.

А в учебной группе:
развиваются навыки общения и взаимодействия в команде; участники ее учатся гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принимаются нравственные нормы и правила совместной деятельности.

Внеурочная проектно-исследовательская работа с такой категорией детей организована в форме: кружков познавательной направленности, подготовки к предметным Олимпиадам и интеллектуальным конкурсам самого разного плана.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Продукты проектно-исследовательской деятельности обучающиеся нашей школы успешно представляют как внутри школы, в рамках предметных декад и внеклассных мероприятий, так и участием в городских, региональных, всероссийских фестивалях и конкурсах.

Проектная деятельность нами рассматривается как стартовый этап в приобщении талантливых ребят к участию в исследовательской работе.

Учитель в ходе работы с одаренными детьми: приобретает умение действовать нестандартно по отношению к организации образовательного процесса; приобретает многомерное представление об учебном материале; получает дополнительные мотивы к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Чтобы человеку быть на высоте, достойно отвечать вызову времени, ему необходимо постоянно и успешно учиться. Более того, можно сказать, что учение является приоритетным способом существования человека сегодня. Только человек, понимающий это и обладающий учебно-познавательной компетентностью, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

Именно одаренные дети не дают учителям покоя, лишают сна в самом хорошем смысле слова, они дают толчок к самосовершенствованию и повышению его профессиональной компетенции.

Несмотря на продолжительный подготовительный этап, жизнь в школе для многих ребят становится более яркой, интересной, а удовлетворение от полученных результатов и компенсирует потраченное на его подготовку время!

Таким образом, усилия учителя, затраченные на выявление и развитие творческих и талантливых учащихся: еще больше продвигают одаренного ребёнка в общем развитии; способствуют становлению социально активной личной позиции в учебной и внешкольной деятельности; формируют проблемное мышление и помогает молодому человеку планировать и осуществлять работу по разрешению проблемы; помогают учащемуся не бояться трудностей и преодолевать их; создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания между учителем и учащимися, способствуют их сотрудничеству в учебном процессе; дают осознание включённости в общую работу; развивают личностную рефлексию и повышают самооценку, как ученика, так и самого педагога;

Всё это - формирование и развитие в рамках работы с одарёнными детьми.
Категория: Обучение в школе | Добавил: KuznetsovaG | Дата: 21.06.2021
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
VIII Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
Всероссийский творческий конкурс "Раз, два, три, четыре, пять, вышел ТИГР погулять"
III Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VI Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
VI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог