Сегодня: 01.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Обучение в школе

Статья по теме "Развитие познавательного интереса школьников к русскому фольклору во внеурочной деятельности"

Брагина Анастасия Алексеевна
Познавательный интерес является особой и важной сферой общего парадокса “интерес”. В область этого интереса входят: получение школьником знаний; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и помогающий беспрерывному поступательному движению школьника. Познавательный интерес исследуется с всевозможных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности исследуют множество психологов и педагогов.

С.Л. Рубинштейн считает: «Познавательный интерес-это сложное отношение, которое носит двусторонний характер»

Современная педагогика рассматривает познавательный интерес как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку - интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, яркой познавательной деятельностью. В настоящее время познавательный интерес касается не только дидактики, но и провозглашается необходимым предметом изучения теории воспитания. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые обладают педагогическим мастерством развивать и поддерживать познавательные интересы детей.

Ученик постоянно чем-либо занят: наблюдает за миром, читает книгу, играет в компьютерные игры, гуляет и т.д. В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, абсолютно другими целями. Жизнь во всем ее многообразии - вот что сейчас вдохновляет ребенка к деятельности; но жизнь не сказочная и фантастическая, а самая настоящая. В суровом мире ребенок постепенно покидает сказочный мир, в котором жил раньше, но, тем не менее напряженный интерес к зачаровывающим описаниям чудес, необычайный эмоциональный взлет вызывают у детей русский фольклор.

Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается из обрядов и обычаев любого народа. В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.

Существует три основных вида фольклора:
1. Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).
2. Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.
3. Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).

Поэтому можно выделить основные жанры фольклора:
-Пословицы- это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
-Поговорки-представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием.
-песни- один из древнейших жанров устного народного творчества,
соединяющий в себе элементы словесного и музыкального искусств.
-загадки- метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство. На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
-потешки- ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук.
-танец- это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира
-былина- древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории.
-сказки- это повествовательный фольклорный, а позже - литературный жанр, не претендующий на историческую достоверность.

Изучение произведений русского фольклора существенно увеличивает и обогащает филологическую и общечеловеческую культуру. Позволяет осмыслить порой трудоемкую и противоречивую душу русского народа, увидеть формирование его самосознания, понять его мысли и убеждения.

Без знания истории и обычаев своего народа, без приобщения обучающихся к народной культуре той страны, где он родился, рос и живет, нельзя воспитать благородного гражданина Отечества. Именно с воспитания любви к Родине должен начинаться процесс формирования гражданина

В последнее время популярными являются нетрадиционные формы обучения и воспитания. Они позволяют полностью раскрыть себя как учителю, так и обучающимся. Лучшей формой организации развивающей сферы является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность, как считает Ш. А. Амонашвили: “является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся”.

Исследование русского народного творчества во внеурочной деятельности позволяет широко решать задачи развития, ведь столетиями складывавшийся опыт несет в себе большое разнообразие настоящих общечеловеческих ценностей, духовности и нравственности народа. Работа с произведениями устного народного творчества дает огромный потенциал для развития у младших школьников таких качеств, как внимание, наблюдательность, воображение, память.

Совокупность разнообразных направлений создает условия для проявления способностей ребенка в всевозможных видах творческой деятельности, крепко объединяя музыку, слово и движение, позволяющее совокупно подойти к проблеме изучения различных видов народного творчества ребенком.

Опыт педагогической деятельности в данном направлении показывает, что народное творчество помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы.

Например, педагог начальных классов Коваленко Надежда Габдулловна, поделилась в своей разработке опытом работы с детьми начальных классов (1-4), рассказала как привить любовь к изучению фольклора, устного народного творчества, чтобы дети были не просто слушателями, а активными участниками по изучению русского народного творчества.

Автор работает по фольклорной программе «родничок» опираясь на программу Н.Е. Щурковой «Программа воспитания школьника» , отталкивается от идеи «формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества».

Педагог данную информацию включает в занятия ненавязчиво в ходе прогулки, беседы. Исследуя опыт работы педагога можно отметить, что развитие познавательного интереса может происходить не только за партой, но и на экскурсиях, прогулках и т.д.

На таких занятиях открываются дополнительные возможности для формирования у детей на образцах русского фольклора таких нравственно-эстетических качеств личности, как любовь к родной природе, к родному краю, трудолюбие, душевная щедрость, доброжелательность.
Категория: Обучение в школе | Добавил: 89536060616 | Дата: 01.11.2022
Просмотров: 41 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог