Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Адъективные средства выражения вредных звуков в современном немецком языке

Когнитивный подход к немецкому языку предполагает изучение языкового значения как результата отражения познания окружающего мира сознанием человека. Предметом исследования предлагаемого сообщения является семантика прилагательных и причастий современного немецкого языка, характеризующих "вредные" звуки. Для объяснения значения звукономинативных единиц на современном этапе развития лингвистики исследователи обращаются к концепту ЗВУЧАНИЕ, играющему важную роль в картине мира носителей разных языков. Под концептом ЗВУЧАНИЕ, который для немецкой картины мира соотносится с концептом KLANG, понимают репрезентацию в сознании носителей немецкого языка обобщенных представлений о разнообразных звуках.

Параметральный компонент концепта немецкого языка

Занимаясь самообучением немецкого языка, исследуйте адъективные единицы, которые объективируют параметральный компонент концепта, т.е. понимание звуковых свойств окружающей среды, воплощенное в человеческом сознании. В самоучителе немецкого языка фонетика слов и звуки подписываются русскими буквами, чтобы легче было понять произношение. Формирование концепта осуществляется в процессе приобретения индивидом опыта восприятия звуков, дифференцированных по таким параметрам, как: расстояние, периодичность, громкость, высота и резкость.

Структура параметрального компонента концепта KLANG представлена пространственной, темпорально-ритмической, количественной, оценочной и экологической составляющими, которые обусловливают деление прилагательных и причастий, характеризующих звучание, на соответствующие группы.

Принципом выделения экологического параметра считается свойство слов оказывать регулятивное воздействие на организм и слуховую систему. Эта особенность тесным образом связана с релаксационной звуковой функцией, а также с шумовым загрязнением окружающей среды, которое наносит вред центральной нервной и сердечно-сосудистой системам индивидуума, а также его слуху.

Проанализированный материал демонстрирует, что прилагательные и причастия, характеризующие звучание, могут указывать на полезное воздействие сигналов на организм и его слуховую систему и ориентируются на норму, т.е. на такую степень громкости, высоты и резкости звука, которая не причиняет вреда слуховой системе. В свою очередь, адъективные единицы, обозначающие полезные свойства звукового звучания, противопоставляются в системе немецкого языка прилагательным и причастиям с семантикой вреда. Рассмотрим адъективные единицы, вербализирующие вредные свойства звучания, связанные со свистом, урбанистическими шумами, раздражающими свойствами музыки, с взаимодействием разных параметров звука.

Адъективные единицы разных звуков немецкого языка

Немецкий язык располагает адъективными единицами для обозначения разной степени увеличения вредного звукового влияния, которое активирует шкалу вреда, ментальное образование скалярного типа, состоящее из нормы, спектра увеличения вредного воздействия и границы, предела. Достижение и превышение предела вызывает болевые ощущения, разрушает слуховую систему человека и поэтому вынуждает его защищаться от опасного влияния на слух. Экологическое значение исследуемых прилагательных и причастий определяем относительно шкалы вреда при помощи процедуры, суть которой состоит в установлении отклонений от принятой нормы звука, актуализированной прилагательным “слышимый”. На увеличение степени вредных слуховых свойств по отношению к норме указывает единица laut “громкий” и ее синонимы. Стрелка в приведенном ряду указывает на возрастание вредного воздействия сигналов в сторону верхнего предела слуха.

Языковые данные позволили дифференцировать такие адъективные средства выражения вредных звуков:

  1. Звуки урбанистических шумов. Немецкий язык располагает прилагательными и причастиями, обозначающими:
    • громкий шум, шумный;
    • удары металлических предметов, металлический;
    • неприятное ощущение, близкое к ощущению страха, страшный, schrecklich ужасный.
  2. Болевые ощущения в ушах, потерю слуха. Ряд прилагательных со значением пронзительный употребляется для характеристики опасных для слуха, чрезмерно громких урбанистических сигналов и шумов.
  3. Противодействие разрушительной силе звука. Наличие причиняющих вред слуху индивида громких сигналов вынуждает его к применению защитных мер, что отражено в семантике адъективных единиц, обозначающих звукозащитные или звукоизоляционные свойства объектов, материалов, окружающих человека звуконепроницаемые стены, schallsichere Fenster звукозащитные окна.

Итак, наличие в немецком языке прилагательных и причастий с семантикой вредный звук свидетельствует о значимости нашего повседневного опыта восприятия чрезмерно громких, высоких, резких сигналов или урбанистических шумов разной длительности для немецкой картины мира, что ведет к формированию экологической составляющей параметрального компонента концепта KLANG.

Категория: Педагогам | Добавил: galina_n | Дата: 06.03.2015
Просмотров: 1309 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог