Почему дети не хотят ходить в школу? Потому что они думают, что там скучно и пресно! Они не верят, что сорок пять минут урока могут превратиться в увлекательное путешествие, а отметки стать не просто кляксой в дневнике, а настоящим знаком естествоиспытателя! Да-да-да, все мы, учителя, закисли в этих программах и электронных журналах, календарных планах и ежедневных отчётах о проделанной внеурочной работе. И мы упускаем самое важное и ценное: детей, их интерес и внимание. Разумеется, что хорошая бы образовательная реформа не помешала, чтобы приладить богатое содержание к особенностям современного поколения, но и без масштабных перемен вполне можно обойтись. И всё начинается с малого.
Как часто мы позволяем себе отойти от намеченного плана или отступить от привычной формы изложения материала. Что нам стоит однажды войти в класс и интригующим голосом сказать, что сейчас мы отправимся в головокружительное путешествие по материкам чисел или рекам знаков препинания? Особенно хорошо на подобное откликаются малыши в начальных классах. С подростками надо действовать более серьёзно, но не менее креативно. Можете пригласить их на встречу с Пугачёвым и устроить суд от имени… Да какая разница! Главное, увлечь за собой, втянуть их в это самое образовательное пространство и вызвать на дуэль. Простите, на диалог.
Можно даже закатные значки на заказ сделать, чтобы потом определять победителей и выделять самых активных участников процесса. И не обязательно тратить на это свои личные деньги. Иногда родители охотно сбрасываются на нужды класса и не упускают возможность добавить в школьную жизнь своих отпрысков немного ярких красок. Главное, рассказать им о своих планах и чётко сформулировать педагогическую цель. Звучать всё должно не только красиво, но и убедительно. В некоторых случаях сама школа компенсирует различные траты, позволяющие оптимизировать учебный процесс и сделать его более эффективным. Есть, конечно, и педагоги-альтруисты, которые согласны вкладывать свои сбережения, чтоб достучаться до юных дарований. Что ж… Путей много, но выход один: действовать.
Мы всегда способны обыграть тему и найти ту ниточку, за которую следует тянуть. Вложить в свой урок изюминку – это значит подарить себе сорок пять минут отдыха. Не верите, что на работе можно отдыхать? Значит, не было в вашей жизни ещё таких вдохновенных уроков, на которых забываешь обо всём на свете. Когда рука с мелом парит по доске, когда ноги сами идут от парте к парте, а глаза жадно высматривают очередную поднятую руку. Лес рук… Как это знакомо! И каким редким явлением это стало! А ведь нужно просто вдохнуть новую жизнь в эту классическую систему, которая слегка всем поднадоела.
Учитель-новатор – это путь не только к успеху, но и к душе школьников. Помните, что наша задача – это не наполнить сосуд, а зажечь огонёк внутри него? Мы физически не сможем снабдить всей информацией того, кто пришёл к нам за знаниями. Но мы вполне можем научить эти знания добывать. Причём, в лёгкой и интересной форме. Без этого привычного и едкого занудства, морализаторства и прочего бесовства, от которого стонет современный школьник. Стонет и ищет утешения в очередном гаджете, неловко спрятанным под партой.
Не бойтесь экспериментировать! Не пугайтесь собственных возможностей! Не требуйте от себя жёстких рамок и суровых концепций! Только на свободе птица может летать, а ученик думать. Так подарите ему эту свободу. И себе заодно. Так оно будет и проще и приятнее. |