Патриотическое воспитание, подрастающего поколения сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основой в воспитании патриотизма являются национальные и духовно-нравственные традиции народа, а уроки истории во все времена были призваны способствовать воспитанию патриотизма, что очень важно для гражданской позиции личности.
В Отечественной истории много тем для патриотического воспитания, помогающих привить чувство любви к Родине, ее героическому прошлому.
Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат такие темы, как «Гражданская война», «Индустриализация», «Великая Отечественная война», «Культура 20 века» и другие.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование патриотических приемов и методов на уроках истории оказывает положительное влияние на формирование у студентов чувства гордости за свою страну, уважения к историческому наследию и патриотических ценностей.
На таких уроках я создаю определенный эмоциональный настрой, который побуждает студентов сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Эмоциональное воздействие на чувства студентов достигается через использование разнообразных приёмов образного изложения фактов: изложения детальных фактов, носящих воспитательный характер; через включение дополнительных текстов для анализа; художественной и научно-популярной литературы, приёмов драматизации исторических событий, а также использование интегративных связей истории с литературой, музыкой,
использованием видео - и фонохрестоматий, иллюстративных материалов, документальных хроник, слайд - презентаций.
Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных исторических личностей. Раскрывая подвиги героев, важно подвести студентов к осознанию, почему наши предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Формирование патриотизма невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны и традиций народа.
Особый интерес в деле воспитания патриотизма представляет материал, посвященный Великой Отечественной войне.
Беспримерный подвиг советских людей во время борьбы с фашистскими захватчиками ни кого и сегодня не может оставить равнодушными.
Студенты на уроках, посвященных войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, блокады Ленинграда, обороны Москвы, Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины – Александра Матросова, Виктора Талалихина, Дмитрия Михайловича Карбышева, Зои Космодемьянской. Этот список можно продолжить.
Некоторые темы по войне выношу на семинар по теме «Великая Отечественная война, здесь мы уже рассматриваем не только битвы на фронтах Великой Отечественной войны, но и такие темы как: «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Горькое детство войны», «Наш земляк - Герой Советского союза», «Женщины в ВОВ», «Плакаты Великой Отечественной войны», «Правда о фашисткой оккупации» и др. Студентам предлагается на выбор тема, по которой они защищают мини-проект и представляют всей группе.
Чтобы достичь конкретных результатов в патриотическом воспитании уделяю большое внимание внеклассной работе. Провожу брейн-ринги, конкурсы, викторины, уроки - славы и уроки- мужества, посвященные Дням воинской славы России – «Защитник земли русской - Александр Невский», «Национальные герои русского народа - Минин и Пожарский», «Недаром помнит вся Россия», «Меч Победы ковал Сталинград», «Вечной памятью живы», посвященный Дню неизвестного солдата, « Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат», посвященный снятию блокады, «Родина отдала приказ», посвященный выводу советских войск из Афганистана и др.
Также провожу мероприятия посвященные символам государства так, как изучение государственных символов играет значительную роль в формировании патриотических чувств у обучающихся. Такие символы как флаги, гербы, гимны и другие, имеют богатую историю, отражающую ключевые моменты и события в жизни страны. Изучение их происхождения и эволюции позволяет осознать ценность и значения, которые они несут в себе.
Эти символы воплощают историческое наследие и ценности государства, способствуя укреплению национальной идентичности.
Необходимо отметить, что проведение уроков истории, патриотических мероприятий, подборка для них методов и приемов требуют от преподавателя и студентов значительной подготовки и организации. Необходимо подбирать материал, который несет ярко выраженный воспитательный потенциал, для того, чтобы студенты вдохновлялись примером дел и подвигов своих дедов, отцов, а также людей, которых знают, помнят и почитают зауральцы. Считаю, что эта преемственность поколений поможет привить молодежи чувство любви к Родине.
Также преподаватель должен быть готов провести исследования и подготовить материалы, чтобы сделать историю живой и увлекательной. Важно создать атмосферу доверия и поддержки на уроках, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и свободно выражали свое мнение.
История - это не только определенные даты и события, но и источник вдохновения, и уроки для будущего. Патриотическое воспитание на уроках истории позволяет обучающимся оценить ценность и значение своей страны и внести свой вклад в ее развитие.
Список литературы:
1.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. //
Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
3.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и
обществознания в школе.- 2002. № 4.
4.Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников
методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис - пресс, 2005. - 64 с. |