Ученые во всех странах работают над тем, чтобы сделать педагогическое образование более качественным и подготовить педагога к современным динамично меняющимся условиям. Актуальной является проблема формирования, становления и развития уникальной, неповторимой личности с новыми качественными характеристиками, вооруженной инновационными технологиями, способной самостоятельно исследовать окружающий мир.
Исследовательская компетентность — важное качество человека, отражающее уровень его личностного, познавательного и социального развития. Особое значение она приобретает в современных условиях, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные алгоритмы и правила оказываются невостребованными. Творческую, увлеченную и активную личность может вырастить только талантливый педагог. Особенность работы учителя начальной школы по формированию исследовательской культуры учащихся заключается в том, что педагог должен занимать гуманистическую позицию (учитывать возрастные особенности, мотивацию, интересы учащихся и т.д.), учить школьников проводить исследования и эксперименты, делать выводы, эффективно организовывать свой труд.
Начиная с I класса педагог должен использовать на уроках активные методы и формы обучения (игры, задания, тренинги и т.д.), которые направлены на освоение некоторых аспектов проведения исследований. Второклассник может познакомиться с основами исследовательской деятельности: научиться анализировать проблему, выдвигать гипотезу, обосновывать выводы. С 3 класса начинается целенаправленное обучение коллективному исследованию, а именно выявлению проблемы, постановке цели и задачи исследования, определению его объекта, методике исследования, сбору и изучению материала, соотнесению собранного материала с темой и целью исследования. Третьеклассники осознают, как провести элементарный эксперимент и подготовить доклад. В 4 классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении исследований. В старших классах учащийся сможет самостоятельно проводить самоанализ, самооценку исследовательской деятельности, ее коррекцию, развивать навыки устного публичного выступления, совершенствовать навыки работы с компьютером и использования информационных технологий. Наиболее перспективными формами работы являются конкурсы, олимпиады, факультативы, научные кружки, конференции.
В России и за рубежом основополагающие работы в области исследовательской деятельности проведены А.И. Кочетовым, В.И. Загвязинским, Н.В. Кухаревым, Г.В. Воробьевым и др. В связи с изменившимися в XXI в. условиями социально-экономического плана, глобализацией, информатизацией, затронувшими и образовательные процессы, проблема исследовательской культуры учащихся и педагогов становится все более актуальной. Ее разработкой занимаются на сегодняшний день такие исследователи, как Т.Е. Климова, В.И. Маркова, Л.А. Каирова, Н.С. Сердюкова, О.Н. Крутикова, Г.В. Макотрова, М.М. Новожилова, И.В. Носаева, Н.В. Петрова, А.Л. Шихова, С.В. Шмальчина, З.А. Исаева, Ш.Т. Таубаева, Р.Ч. Бектурганова и др. Анализ их работ позволяет выделить следующие показатели и характеристики исследовательской работы учителя (в том числе и начальных классов): наличие исследовательской темы и ее разработка (обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, беседы с известными учеными и передовыми учителями); участие в конкурсах педагогического мастерства, например «Учитель года», работе творческих лабораторий и методических объединений, научных конференциях различного уровня (доклад, публикация статей); наличие авторских разработок, программ, спецкурсов, учебников; посещение курсов повышения квалификации и получение соответствующих сертификатов; проведение внеурочной работы с учащимися (факультативы, научные кружки, олимпиады и т.д.).
В современных условиях непрерывного многоуровневого педагогического образования сложились все необходимые условия для формирования исследовательской культуры педагога и ученика: «Непрерывное образование — это деятельность индивидуума, направленная на систематическое пополнение знаний в связи с развитием науки, техники и культуры, совершенствованием профессиональной подготовки и удовлетворением возрастающих потребностей строителя нового общества. Внутренний принцип, который объединяет и цементирует различные аспекты понятия «непрерывное образование», — это принцип развития человека на всех этапах его жизни в соответствии с общественными и личными потребностями». Этот процесс начинается в стенах педагогического вуза, что позволяет студентам — будущим педагогам осознать свое кредо, совершенствовать мастерство, ведя исследовательскую работу в бакалавриате и магистратуре, самостоятельно изучать инновационный опыт, участвовать в экспериментальной работе. Ш.Т. Таубаева считает, что профессиональный рост учителя проходит следующим образом: «учитель - стажер - творчески работающий учитель – учитель - новатор - учитель-мастер - учитель-инноватор» П.В. Середенко отмечает, что «подготовка учителя к работе в школе предполагает формирование у него представлений о том, как ведется научный поиск и добываются новые знания. Это требует развития у него умений и навыков ведения научных исследований. Важно понимать, что учитель должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников. Задача подготовки будущих педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности школьников — одна из важнейших проблем современного образования». Знание основ исследовательской деятельности необходимо студентам для ее организации в стенах образовательных учреждений различного уровня. Будущий педагог должен быть высококлассным исследователем и использовать результаты своих научных изысканий и новейших педагогических исследований как для обеспечения условий развития школьника, так и для своего непрерывного самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: Монография. Великий Новгород, 2007.
2. Бектурганова Р.Ч. Исследовательская деятельность в системе непрерывного педагогического образования // Менеджмент в образовании. 2003. № 3.
3. Пискунова Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура // Педагогика. 2010. № 7.
4. Середенко П.В. Подготовка учителя-¬исследователя в вузе // Сиб. пед. журнал. 2008. № 2.
5. Таубаева Ш.Т. Исследовательская культура учителя: методология, теория и практика формирования. Алматы, 2000. |