Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Инновационные технологии в преподавании истории

Дьяченко Римма Викторовна
На основании Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 г. №584, к 1 января 2020 г. должны быть внедрены профессиональные стандарты во все организации.

Процессы стандартизации развиваются в разных областях профессиональной деятельности. Без четких стандартов невозможно создать должностные инструкции, организовать профессиональную деятельность, адекватно оценить качество работы, провести аттестационные испытания. Даже в таком сложном, многоаспектном виде профессиональной деятельности, как педагогическая, необходим общий стандарт.

Особая потребность в профессиональном стандарте педагога появилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль его в своей сфере.

Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.
Одним из таких требований является то, что педагог обязан овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.

Знаменитый педагог А. Дистервег считал, что
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным» [3].

Перефразируя Дистервега, можно сказать, что если сам учитель не владеет ИКТ – компетентностью, как он сможет сформировать эту компетентность у своих учеников? Что же сегодня мы можем предложить ученику, чтобы сформировать у него ИКТ- компетентности.

Использование компьютера определяет три типа уроков:
• 1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер
• на столе учителя и проекционное оборудование);
• 2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
• 3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Компьютер используется на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа, компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

1. Работа в различных программах Word, PowerPoint, Excel, Publisher, и др. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и т.п.

В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

2. Использование ЭОР.

3. Использование электронных учебников.

4. Использование Internet.

При безусловных достоинствах других развивающих методов, необходимо уделять внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и школьников. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности , предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления.

В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными
В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие")

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация.
Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение тема правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение

Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовку к серьезной проектной деятельности мы начинаем еще в 5-6 классах. Первые проекты по истории учащиеся выполняют в 5 классе: по теме «Загадки Древнего Египта», «В городе богини Афины» (в виде виртуальной экскурсии по достопримечательностям основных районов Афин – керамик, агора, акрополь, результаты должны быть представлены в виде презентации). В 6 классе проект выполняется при изучении темы «В рыцарском замке» (результат представляется в виде макета замка), в 7 классе проект «Суд над Иваном Грозным (класс делится на 2 группы – защитники и обвинители и на импровизированном заседании суда учитель выявляет материал, изученный учащимися). Это исследовательские работы: «Реформы Петра I» в 8 классе, «Герои Отечественной войны 1812 г.» в 9 классе, проект «Великая Отечественная война в судьбах моих земляков», «Жители села Сулхара - участники Сталинградской битвы» - 11 класс и другие. Учащиеся отрабатывают умения анализировать и делать выводы, создавать презентацию и защищать свой проект. Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

Проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать иллюстрации, карты, фото своих героев. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь каждый ученик, у которого трудности с историей, но отличные способности к рисованию, дизайну, любитель конструировать - в программе Power Point может составить слайдовую презентацию или подготовить на ватмане проект, создать макет сооружения, стать участником инсценировки (н-р: при изучении темы «Греческий театр»). А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.

За время работы в школе мною разработаны системы уроков, отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 3-5 часов. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Флеш-фильмы и мультимедийные фильмы
Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории - это мультимедийные карты. Большую помощь при использовании таких карт можно найти на дисках издательства «Просвещение».

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, так и готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты бывают простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент.

В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.

В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий, содержат такое же количество заданий типа В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.

Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.

Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приложение к приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. на 01.01.2016) (с учетом изм. и доп., внесенных приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644; от 31.12. 2015 № 1577) 
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» 
3. Дистервег.А. Избранные педагогические сочинения, М., «Учпедгиз», 1956 г., с. 74.
4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001.
5. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014.
6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011.
7. Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.
Категория: Педагогам | Добавил: Krasko_l | Дата: 04.08.2021
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог