На основании Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 г. №584, к 1 января 2020 г. должны быть внедрены профессиональные стандарты во все организации.
Процессы стандартизации развиваются в разных областях профессиональной деятельности. Без четких стандартов невозможно создать должностные инструкции, организовать профессиональную деятельность, адекватно оценить качество работы, провести аттестационные испытания. Даже в таком сложном, многоаспектном виде профессиональной деятельности, как педагогическая, необходим общий стандарт.
Особая потребность в профессиональном стандарте педагога появилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль его в своей сфере.
Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.
Одним из таких требований является то, что педагог обязан овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Знаменитый педагог А. Дистервег считал, что
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным» [3].
Перефразируя Дистервега, можно сказать, что если сам учитель не владеет ИКТ – компетентностью, как он сможет сформировать эту компетентность у своих учеников? Что же сегодня мы можем предложить ученику, чтобы сформировать у него ИКТ- компетентности.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
• 1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер
• на столе учителя и проекционное оборудование);
• 2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
• 3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).
Компьютер используется на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа, компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
1. Работа в различных программах Word, PowerPoint, Excel, Publisher, и др. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и т.п.
В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
2. Использование ЭОР.
3. Использование электронных учебников.
4. Использование Internet.
При безусловных достоинствах других развивающих методов, необходимо уделять внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и школьников. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности , предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления.
В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными
В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие")
Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация.
Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия
Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение тема правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение
Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовку к серьезной проектной деятельности мы начинаем еще в 5-6 классах. Первые проекты по истории учащиеся выполняют в 5 классе: по теме «Загадки Древнего Египта», «В городе богини Афины» (в виде виртуальной экскурсии по достопримечательностям основных районов Афин – керамик, агора, акрополь, результаты должны быть представлены в виде презентации). В 6 классе проект выполняется при изучении темы «В рыцарском замке» (результат представляется в виде макета замка), в 7 классе проект «Суд над Иваном Грозным (класс делится на 2 группы – защитники и обвинители и на импровизированном заседании суда учитель выявляет материал, изученный учащимися). Это исследовательские работы: «Реформы Петра I» в 8 классе, «Герои Отечественной войны 1812 г.» в 9 классе, проект «Великая Отечественная война в судьбах моих земляков», «Жители села Сулхара - участники Сталинградской битвы» - 11 класс и другие. Учащиеся отрабатывают умения анализировать и делать выводы, создавать презентацию и защищать свой проект. Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
Проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать иллюстрации, карты, фото своих героев. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь каждый ученик, у которого трудности с историей, но отличные способности к рисованию, дизайну, любитель конструировать - в программе Power Point может составить слайдовую презентацию или подготовить на ватмане проект, создать макет сооружения, стать участником инсценировки (н-р: при изучении темы «Греческий театр»). А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
За время работы в школе мною разработаны системы уроков, отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 3-5 часов. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Флеш-фильмы и мультимедийные фильмы
Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.
Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории - это мультимедийные карты. Большую помощь при использовании таких карт можно найти на дисках издательства «Просвещение».
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, так и готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты бывают простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент.
В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий, содержат такое же количество заданий типа В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приложение к приказу Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. на 01.01.2016) (с учетом изм. и доп., внесенных приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644; от 31.12. 2015 № 1577)
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»
3. Дистервег.А. Избранные педагогические сочинения, М., «Учпедгиз», 1956 г., с. 74.
4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001.
5. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014.
6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011.
7. Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. |