Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Некоторые проблемы обучения программированию

Ханов Александр Филиппович
В современном мире одна из ключевых ролей отводится информационным технологиям, которые развиваются достаточно большими темпами. Что может было актуально два – три года назад, сегодня возможно выброшено в мусорную корзину истории. Данная ситуация является неотъемлемым и очень быстрым процессом модернизации и совершенствования информационно - коммуникационных технологий.

Следовательно, чтобы идти в ногу со временем, становится понятным и очевидным, что требуется внедрение иных (инновационных) подходов в методику обучения информационным технологиям, а особенно это касается обучения языкам программирования. Из выпускника школы, обладающего основами передовых информационных технологий и программирования, гораздо легче подготовить квалифицированного специалиста IT-специальностей в высших учебных заведениях, что непосредственно отразится в лучшую сторону на развитие благосостояния страны.

Программирование - это процесс написания программ, другими словами, разработка функционирующего программного обеспечения [1].

Алгоритмическое мышление - это способность мыслить особыми шаблонами, что позволяет решать различные задачи с помощью составления алгоритмов. Мышление такого типа является одним из важных компонентов формирования полноценного интеллектуального образования человека [2].

Рассматривая два этих понятия в совокупности, на первый план выходит первая из очевидных проблем обучения программированию в рамках школьной программы – это отсутствие системного подхода и выбора языка программирования. Первоочередная задача учителя информатики в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы привить учащимся фундаментальные принципы языка без прикладного решения реальных задач посредством программирования [3].

На данный момент времени для изучения в школах рекомендовано выбирать один нескольких языков программирования. Такой подход не является системным, скорее всего работает принцип: что знаю, то и преподаю. А является ли важным с какого языка программирования ученик начинает программировать? Конечно, ведь любой язык программирования имеет свою структуру, которая прямым образом влияет и на образ мышления. Еще великий и влиятельный ученый в области информатики Эдсгер Дейкстра говорил: «Инструменты, которые мы используем, оказывают глубокое (и подспудное) влияние на наши мыслительные привычки, и, следовательно, на наши мыслительные способности».

Овладение даже основами одного языка программирования может привести к проблемам при изучении другом языка программирования. Программисты на С++ и на Python – это два разных типа специалистов в своем деле, которые безусловно по-разному подходят к процессу написания программ. Следовательно, идиомы и парадигмы первого языка программирования в значительной мере влияют, и даже на подсознательном уровне диктуют ментальные подходы к структурам данных, способам описания и алгоритмам. В английском языке существует пословица, которая может подытожить все вышесказанное: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь». А это значит, научившись программировать на своем первом языке определенным образом, мы несомненно будем на подсознательном уровне аналогично подходить к решению любых задач, придумывая костыли к костылям и каждый раз изобретать велосипед новой модификации. Следователь необходимо с умом выбирать первый язык программирования!

Вторая проблема обучения состоит в том, что нет возможности опираться на практические и проверенные временем методы, приемы и инструменты, в связи с тем, что печатные методические материалы, в том числе и по программированию, устаревают через два - три года, а интернет – ресурсы, предназначенные для школьного образования, не успевают идти в ногу со временем, а иногда еще являются и платными. К сожалению, нельзя все найти, прочитать, понять и применить. Следовательно, не хватает простого, понятного, доступного и оперативного интернет-портала, то есть центра сбора и упорядочиванию необходимой информации для учителей информатики, да и не только информатики.

Третья проблема состоит в недостаточном количестве часов, отводимых на изучение алгоритмизации и программирования в рамках, изучаемых тем как курса, так и предмета в целом. Конечно к данной проблеме можно относится философски, но ученик изучающий предмет информатики допустим четыре часа в неделю будет на голову выше своего сверстника, изучающего туже дисциплину всего один час в неделю. Несложная статистика количества часов предмета информатики в обычных школах: 1-6 класс – 0 часов; 7-9 класс – 1 час, 10-11 класс – 1час. И как можно преподавать информатику, а особенно программирование? Как правило учителя на пару часов посредственного предмета не нужны, поэтому часто функцию «преподаватель информатики» берет на себя учитель математики или физики.

Возникает вопрос: как преодолевать все возникающие проблемы в обучении алгоритмизации и программирования? Следовательно, если проблем несколько, то и преодолевать их необходимо поэтапно.

Во-первых, в педагогической практике для облегчения процесса понимания при обучении повсеместно используют визуализацию, то есть мультимедийные средства, например, презентации, обеспечивающие наглядность представляемого преподавателем материала; вспомогательные видеосюжеты и анимации, иллюстрирующие работу изучаемых алгоритмов [4]. Данные материалы необходимо предлагать ученикам для обязательного использования при подготовке домашнего задания.

Во-вторых, в последнее время все чаще большое внимание уделяется необходимости развития навыков самообразования при изучении программирования. Как показывает практика (из собственного опыта), в приобретении таких навыков помогают всевозможные ресурсы Интернета: электронные библиотеки, платформы для проведения соревнований по программированию, изучение и применение алгоритмов, контесты. Для начинающих изучать язык программирования вполне достаточно предложить пройти on-line курсы по данному языку, например, на платформе.

В-третьих, для развития алгоритмического мышления обучающихся применяется эффективный метод обучения навыкам проектирования и практического применения алгоритмов при решении задач различных классов. Очевидно, что чем качественнее педагогические технологии, при обучении программированию, тем больше интерес к решению поставленных задач с помощью алгоритмического мышления и языков программирования у учащихся. Желательно предлагать ученикам интересные индивидуальные или групповые мини-проекты, на разработку которых не должно затрачиваться более одного – трех часов.

В-четвертых, дистанционное обучение позволяет получать знания, находясь вне учебного заведения, с использованием новейших информационных технологий и повышать свои способности к самостоятельному изучению языков программирования [5]. К таким формам дистанционного обучения можно отнести: уроки в виде видеороликов; уроки в текстовом изложении с примерами и иллюстрациями; образовательные форумы; онлайн-тесты и разнообразные тестовые задания; порталы вебинаров, лекционных трансляций преподавателей. Ученикам можно предложить небольшой список таких платформ с кратким описанием преподаваемого материала.

В-пятых, никто не отменял методику проблемного обучения, когда деятельность учащихся организуется таким образом, что информация усваивается путем решения различных задач в возникающих проблемных ситуациях. Важным моментом проблемной ситуации для учащегося, является ситуация, когда появляется осознанность недостаточности своих знаний, что побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления и мотивации к обучению.

Решением всех этих проблем могут стать не только вышеперечисленные этапы усовершенствования способов обучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики, но личные качества учителя, которые побуждают стремление изменить этот мир к лучшему.

Список литературы
1. Красноплахтова Л.И. Возможности применения информационных технологий в современном образовании / Л.И. Красноплахтова, А.А. Шмакова, В.В. Лысенко // Colloquium journal № 8(32) за 2019 г.,ч.4,с.46-47.
2. Мусаев Л.А. О синергетической сущности взаимодействия элементов производственного интеграционного образования / Л.А. Мусаев, 2018 г.
3. Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? / Ю.В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. №2. С. 22 - 25.
4. Михайлова А.Д. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики / А.Д. Михайлова, Л.И. Красноплахтова, Ж.С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса «Научные достижения молодежи», 2018, с.99-104.
5. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 101 с.
Категория: Педагогам | Добавил: Alex2 | Дата: 02.10.2022
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог