В современном мире одна из ключевых ролей отводится информационным технологиям, которые развиваются достаточно большими темпами. Что может было актуально два – три года назад, сегодня возможно выброшено в мусорную корзину истории. Данная ситуация является неотъемлемым и очень быстрым процессом модернизации и совершенствования информационно - коммуникационных технологий.
Следовательно, чтобы идти в ногу со временем, становится понятным и очевидным, что требуется внедрение иных (инновационных) подходов в методику обучения информационным технологиям, а особенно это касается обучения языкам программирования. Из выпускника школы, обладающего основами передовых информационных технологий и программирования, гораздо легче подготовить квалифицированного специалиста IT-специальностей в высших учебных заведениях, что непосредственно отразится в лучшую сторону на развитие благосостояния страны.
Программирование - это процесс написания программ, другими словами, разработка функционирующего программного обеспечения [1].
Алгоритмическое мышление - это способность мыслить особыми шаблонами, что позволяет решать различные задачи с помощью составления алгоритмов. Мышление такого типа является одним из важных компонентов формирования полноценного интеллектуального образования человека [2].
Рассматривая два этих понятия в совокупности, на первый план выходит первая из очевидных проблем обучения программированию в рамках школьной программы – это отсутствие системного подхода и выбора языка программирования. Первоочередная задача учителя информатики в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы привить учащимся фундаментальные принципы языка без прикладного решения реальных задач посредством программирования [3].
На данный момент времени для изучения в школах рекомендовано выбирать один нескольких языков программирования. Такой подход не является системным, скорее всего работает принцип: что знаю, то и преподаю. А является ли важным с какого языка программирования ученик начинает программировать? Конечно, ведь любой язык программирования имеет свою структуру, которая прямым образом влияет и на образ мышления. Еще великий и влиятельный ученый в области информатики Эдсгер Дейкстра говорил: «Инструменты, которые мы используем, оказывают глубокое (и подспудное) влияние на наши мыслительные привычки, и, следовательно, на наши мыслительные способности».
Овладение даже основами одного языка программирования может привести к проблемам при изучении другом языка программирования. Программисты на С++ и на Python – это два разных типа специалистов в своем деле, которые безусловно по-разному подходят к процессу написания программ. Следовательно, идиомы и парадигмы первого языка программирования в значительной мере влияют, и даже на подсознательном уровне диктуют ментальные подходы к структурам данных, способам описания и алгоритмам. В английском языке существует пословица, которая может подытожить все вышесказанное: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь». А это значит, научившись программировать на своем первом языке определенным образом, мы несомненно будем на подсознательном уровне аналогично подходить к решению любых задач, придумывая костыли к костылям и каждый раз изобретать велосипед новой модификации. Следователь необходимо с умом выбирать первый язык программирования!
Вторая проблема обучения состоит в том, что нет возможности опираться на практические и проверенные временем методы, приемы и инструменты, в связи с тем, что печатные методические материалы, в том числе и по программированию, устаревают через два - три года, а интернет – ресурсы, предназначенные для школьного образования, не успевают идти в ногу со временем, а иногда еще являются и платными. К сожалению, нельзя все найти, прочитать, понять и применить. Следовательно, не хватает простого, понятного, доступного и оперативного интернет-портала, то есть центра сбора и упорядочиванию необходимой информации для учителей информатики, да и не только информатики.
Третья проблема состоит в недостаточном количестве часов, отводимых на изучение алгоритмизации и программирования в рамках, изучаемых тем как курса, так и предмета в целом. Конечно к данной проблеме можно относится философски, но ученик изучающий предмет информатики допустим четыре часа в неделю будет на голову выше своего сверстника, изучающего туже дисциплину всего один час в неделю. Несложная статистика количества часов предмета информатики в обычных школах: 1-6 класс – 0 часов; 7-9 класс – 1 час, 10-11 класс – 1час. И как можно преподавать информатику, а особенно программирование? Как правило учителя на пару часов посредственного предмета не нужны, поэтому часто функцию «преподаватель информатики» берет на себя учитель математики или физики.
Возникает вопрос: как преодолевать все возникающие проблемы в обучении алгоритмизации и программирования? Следовательно, если проблем несколько, то и преодолевать их необходимо поэтапно.
Во-первых, в педагогической практике для облегчения процесса понимания при обучении повсеместно используют визуализацию, то есть мультимедийные средства, например, презентации, обеспечивающие наглядность представляемого преподавателем материала; вспомогательные видеосюжеты и анимации, иллюстрирующие работу изучаемых алгоритмов [4]. Данные материалы необходимо предлагать ученикам для обязательного использования при подготовке домашнего задания.
Во-вторых, в последнее время все чаще большое внимание уделяется необходимости развития навыков самообразования при изучении программирования. Как показывает практика (из собственного опыта), в приобретении таких навыков помогают всевозможные ресурсы Интернета: электронные библиотеки, платформы для проведения соревнований по программированию, изучение и применение алгоритмов, контесты. Для начинающих изучать язык программирования вполне достаточно предложить пройти on-line курсы по данному языку, например, на платформе.
В-третьих, для развития алгоритмического мышления обучающихся применяется эффективный метод обучения навыкам проектирования и практического применения алгоритмов при решении задач различных классов. Очевидно, что чем качественнее педагогические технологии, при обучении программированию, тем больше интерес к решению поставленных задач с помощью алгоритмического мышления и языков программирования у учащихся. Желательно предлагать ученикам интересные индивидуальные или групповые мини-проекты, на разработку которых не должно затрачиваться более одного – трех часов.
В-четвертых, дистанционное обучение позволяет получать знания, находясь вне учебного заведения, с использованием новейших информационных технологий и повышать свои способности к самостоятельному изучению языков программирования [5]. К таким формам дистанционного обучения можно отнести: уроки в виде видеороликов; уроки в текстовом изложении с примерами и иллюстрациями; образовательные форумы; онлайн-тесты и разнообразные тестовые задания; порталы вебинаров, лекционных трансляций преподавателей. Ученикам можно предложить небольшой список таких платформ с кратким описанием преподаваемого материала.
В-пятых, никто не отменял методику проблемного обучения, когда деятельность учащихся организуется таким образом, что информация усваивается путем решения различных задач в возникающих проблемных ситуациях. Важным моментом проблемной ситуации для учащегося, является ситуация, когда появляется осознанность недостаточности своих знаний, что побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления и мотивации к обучению.
Решением всех этих проблем могут стать не только вышеперечисленные этапы усовершенствования способов обучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики, но личные качества учителя, которые побуждают стремление изменить этот мир к лучшему.
Список литературы
1. Красноплахтова Л.И. Возможности применения информационных технологий в современном образовании / Л.И. Красноплахтова, А.А. Шмакова, В.В. Лысенко // Colloquium journal № 8(32) за 2019 г.,ч.4,с.46-47.
2. Мусаев Л.А. О синергетической сущности взаимодействия элементов производственного интеграционного образования / Л.А. Мусаев, 2018 г.
3. Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? / Ю.В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. №2. С. 22 - 25.
4. Михайлова А.Д. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики / А.Д. Михайлова, Л.И. Красноплахтова, Ж.С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса «Научные достижения молодежи», 2018, с.99-104.
5. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 101 с. |