Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Некоторые проблемы обучения программированию

Ханов Александр Филиппович
В современном мире одна из ключевых ролей отводится информационным технологиям, которые развиваются достаточно большими темпами. Что может было актуально два – три года назад, сегодня возможно выброшено в мусорную корзину истории. Данная ситуация является неотъемлемым и очень быстрым процессом модернизации и совершенствования информационно - коммуникационных технологий.

Следовательно, чтобы идти в ногу со временем, становится понятным и очевидным, что требуется внедрение иных (инновационных) подходов в методику обучения информационным технологиям, а особенно это касается обучения языкам программирования. Из выпускника школы, обладающего основами передовых информационных технологий и программирования, гораздо легче подготовить квалифицированного специалиста IT-специальностей в высших учебных заведениях, что непосредственно отразится в лучшую сторону на развитие благосостояния страны.

Программирование - это процесс написания программ, другими словами, разработка функционирующего программного обеспечения [1].

Алгоритмическое мышление - это способность мыслить особыми шаблонами, что позволяет решать различные задачи с помощью составления алгоритмов. Мышление такого типа является одним из важных компонентов формирования полноценного интеллектуального образования человека [2].

Рассматривая два этих понятия в совокупности, на первый план выходит первая из очевидных проблем обучения программированию в рамках школьной программы – это отсутствие системного подхода и выбора языка программирования. Первоочередная задача учителя информатики в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы привить учащимся фундаментальные принципы языка без прикладного решения реальных задач посредством программирования [3].

На данный момент времени для изучения в школах рекомендовано выбирать один нескольких языков программирования. Такой подход не является системным, скорее всего работает принцип: что знаю, то и преподаю. А является ли важным с какого языка программирования ученик начинает программировать? Конечно, ведь любой язык программирования имеет свою структуру, которая прямым образом влияет и на образ мышления. Еще великий и влиятельный ученый в области информатики Эдсгер Дейкстра говорил: «Инструменты, которые мы используем, оказывают глубокое (и подспудное) влияние на наши мыслительные привычки, и, следовательно, на наши мыслительные способности».

Овладение даже основами одного языка программирования может привести к проблемам при изучении другом языка программирования. Программисты на С++ и на Python – это два разных типа специалистов в своем деле, которые безусловно по-разному подходят к процессу написания программ. Следовательно, идиомы и парадигмы первого языка программирования в значительной мере влияют, и даже на подсознательном уровне диктуют ментальные подходы к структурам данных, способам описания и алгоритмам. В английском языке существует пословица, которая может подытожить все вышесказанное: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь». А это значит, научившись программировать на своем первом языке определенным образом, мы несомненно будем на подсознательном уровне аналогично подходить к решению любых задач, придумывая костыли к костылям и каждый раз изобретать велосипед новой модификации. Следователь необходимо с умом выбирать первый язык программирования!

Вторая проблема обучения состоит в том, что нет возможности опираться на практические и проверенные временем методы, приемы и инструменты, в связи с тем, что печатные методические материалы, в том числе и по программированию, устаревают через два - три года, а интернет – ресурсы, предназначенные для школьного образования, не успевают идти в ногу со временем, а иногда еще являются и платными. К сожалению, нельзя все найти, прочитать, понять и применить. Следовательно, не хватает простого, понятного, доступного и оперативного интернет-портала, то есть центра сбора и упорядочиванию необходимой информации для учителей информатики, да и не только информатики.

Третья проблема состоит в недостаточном количестве часов, отводимых на изучение алгоритмизации и программирования в рамках, изучаемых тем как курса, так и предмета в целом. Конечно к данной проблеме можно относится философски, но ученик изучающий предмет информатики допустим четыре часа в неделю будет на голову выше своего сверстника, изучающего туже дисциплину всего один час в неделю. Несложная статистика количества часов предмета информатики в обычных школах: 1-6 класс – 0 часов; 7-9 класс – 1 час, 10-11 класс – 1час. И как можно преподавать информатику, а особенно программирование? Как правило учителя на пару часов посредственного предмета не нужны, поэтому часто функцию «преподаватель информатики» берет на себя учитель математики или физики.

Возникает вопрос: как преодолевать все возникающие проблемы в обучении алгоритмизации и программирования? Следовательно, если проблем несколько, то и преодолевать их необходимо поэтапно.

Во-первых, в педагогической практике для облегчения процесса понимания при обучении повсеместно используют визуализацию, то есть мультимедийные средства, например, презентации, обеспечивающие наглядность представляемого преподавателем материала; вспомогательные видеосюжеты и анимации, иллюстрирующие работу изучаемых алгоритмов [4]. Данные материалы необходимо предлагать ученикам для обязательного использования при подготовке домашнего задания.

Во-вторых, в последнее время все чаще большое внимание уделяется необходимости развития навыков самообразования при изучении программирования. Как показывает практика (из собственного опыта), в приобретении таких навыков помогают всевозможные ресурсы Интернета: электронные библиотеки, платформы для проведения соревнований по программированию, изучение и применение алгоритмов, контесты. Для начинающих изучать язык программирования вполне достаточно предложить пройти on-line курсы по данному языку, например, на платформе.

В-третьих, для развития алгоритмического мышления обучающихся применяется эффективный метод обучения навыкам проектирования и практического применения алгоритмов при решении задач различных классов. Очевидно, что чем качественнее педагогические технологии, при обучении программированию, тем больше интерес к решению поставленных задач с помощью алгоритмического мышления и языков программирования у учащихся. Желательно предлагать ученикам интересные индивидуальные или групповые мини-проекты, на разработку которых не должно затрачиваться более одного – трех часов.

В-четвертых, дистанционное обучение позволяет получать знания, находясь вне учебного заведения, с использованием новейших информационных технологий и повышать свои способности к самостоятельному изучению языков программирования [5]. К таким формам дистанционного обучения можно отнести: уроки в виде видеороликов; уроки в текстовом изложении с примерами и иллюстрациями; образовательные форумы; онлайн-тесты и разнообразные тестовые задания; порталы вебинаров, лекционных трансляций преподавателей. Ученикам можно предложить небольшой список таких платформ с кратким описанием преподаваемого материала.

В-пятых, никто не отменял методику проблемного обучения, когда деятельность учащихся организуется таким образом, что информация усваивается путем решения различных задач в возникающих проблемных ситуациях. Важным моментом проблемной ситуации для учащегося, является ситуация, когда появляется осознанность недостаточности своих знаний, что побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления и мотивации к обучению.

Решением всех этих проблем могут стать не только вышеперечисленные этапы усовершенствования способов обучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики, но личные качества учителя, которые побуждают стремление изменить этот мир к лучшему.

Список литературы
1. Красноплахтова Л.И. Возможности применения информационных технологий в современном образовании / Л.И. Красноплахтова, А.А. Шмакова, В.В. Лысенко // Colloquium journal № 8(32) за 2019 г.,ч.4,с.46-47.
2. Мусаев Л.А. О синергетической сущности взаимодействия элементов производственного интеграционного образования / Л.А. Мусаев, 2018 г.
3. Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? / Ю.В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. №2. С. 22 - 25.
4. Михайлова А.Д. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики / А.Д. Михайлова, Л.И. Красноплахтова, Ж.С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса «Научные достижения молодежи», 2018, с.99-104.
5. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 101 с.
Категория: Педагогам | Добавил: Alex2 | Дата: 02.10.2022
Просмотров: 433 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог