Недавно вспомнил анекдот из времен так называемого застоя. Приносит в чиновничий кабинет подчиненный сценарий о проведении литературного вечера по поэзии Максима Богдановича. Читает внимательно начальник, а потом спрашивает: «А автора почему не пригласили?».
Анекдот это или быль, неизвестно, а вот то, что сегодняшний один ответственный товарищ спросил у меня, нужно ли приглашать для чествования героя Великой Отечественной войны, одного из организаторов партизанского движения, на встречу в честь его 100-летнего юбилея, — чистая правда. Хотя даты рождения и смерти выдающегося сына Отечества можно найти в любом справочнике и тем более в интернете.
Я уже рассказывал, что одна из выпускниц ВУЗа на государственном экзамене не могла ответить, кто такой Андрей Макаенок, имя которого носит улица в белорусской столице, а по рассказам одного из знакомых преподавателей студент лингвистического университета классика белорусской литературы почему-то обзывал Дуней Марцинкевич.
Часто по телевизору во всевозможных играх вроде «Выиграй миллион» мы видим, как солидные люди — бизнесмены, «звезды» эстрады — не могут ответить на вопрос, на который в недавние времена ответил бы любой пятиклассник советской школы.
Когда-то, говоря о преимуществах нашего образования, лекторы и пропагандисты приводили примеры, что американские школьники не знают, кто такой Марк Твен, где находится пустыня Сахара и др. Похоже, что и мы по таким показателям догоняем так называемый «цивилизованный мир». И это при том, что технический прогресс достиг невиданных высот. И вот, пользуясь планшетами и айфонами, плеерами и мобильными средствами связи, становимся ли мы, наши дети, более образованными, большими эрудитами?
«А зачем эта эрудиция? — скажете вы. — Зачем загружать мозг информацией, которую за пару секунд выдаст любой компьютер?». Позволю себе поспорить и высказать свои соображения. Знания, эрудиция прежде всего свидетельствуют об общем уровне человека, его моральном облике, его интеллектуальном наполнении. И в том, что это иногда не становится нормой, вижу причины многих наших проблем в мире. Да и не только в мире — в семье, обществе.
Эрудиция, образованность — не только набор знаний, это еще и залог сохранения цивилизации, культурных ценностей; это заслон серости, тупости, дикости, которых еще в нашем XXI веке, к сожалению, хватает.
Мне тоже уже приходилось говорить, что самые элементарные правила поведения, эстетическая воспитанность не могут получить распространения, если этому не уделять пристального внимания со стороны специалистов — педагогов, работников культуры, журналистов, телеведущих.
И на первом месте после семьи здесь должна стоять школа. «Мы говорим, что наши дети не воспитаны и при этом изымаем из школьной программы такой важный предмет, как отечественная и мировая художественная культура», — заметил в ходе заседания рабочей группы по совершенствованию обучения и воспитания школьников вице-премьер правительства Анатолий Тозик, о чем сообщали средства массовой информации.
И еще один аспект, на который в последнее время должна обратить внимание школа, — уровень обучения белорусскому языку.
Не раз приходилось констатировать, что в некоторых, особенно городских школах, дети не получают необходимых знаний по предмету и практически не могут ответить на элементарные вопросы, что один из государственных языков чувствует себя падчерицей на многих школьных мероприятиях, не находит отражения в визуальном оформлении школьных помещений.
И ссылка на то, что учебное заведение имеет определенный языковой режим обучения, не оправдывает отсутствия должного внимания к языку, которым белорусский народ отличался среди других славянских народов, на котором созданы шедевры национальной культуры.
И здесь уместно прозвучало предложение, высказанное в ходе упомянутого заседания, ввести обязательный экзамен по двум государственным языкам за курс средней школы.
Безусловно, все эти взаимосвязанные проблемы не являются каким-то открытием. Просто настало время, когда нужно практически более активно подойти к их решению.
Наум Гальперович. |