Независимо от того, в какого рода дистанционном обучении (ДО) вы участвуете, нужно немногое – наличие ПК, Интернета и, что труднее всего - силы воли. Без неё и умения правильно организовать время учеба превратиться в бесполезную трату средств. Динамика преподавания и обучения, когда преподаватель и студент (учащийся) не контактируют напрямую в классе, имеет некоторые сложности, однако существуют методы, которые могут оптимизировать дистанционное обучение.
Оптимизация связи с удаленными слушателями будет заключаться в установке четких требований к курсу. Учащейся стороне, таким образом, будет известен уровень подготовки, на какую рассчитывает преподаватель. Дистанционное образование предполагает преимущественное использование информационных технологий: видеолекций, конференций, семинаров, диспутов, экспресс-опросов, тестирований, консультаций и т.п.
От прежней системы заочного обучения осталось выполнение различных заданий и получение электронной и обычной учебной литературы. Удаленное обучение – прежде всего, самостоятельное овладение знаниями при консультативной помощи удаленного преподавателя. Сегодня дистанционно можно обучаться практически в любом вузе мира. Можно окончить автошколу, научиться играть на фортепьяно, есть школа игры на гитаре и даже дистанционная Национальная академия гитары. Развивается и дистанционная система повышения квалификации специалистов.
Во многих странах мира существует государственная Концепция развития дистанционного образования, позволяющая регламентировать новую систему. В России в соответствии с приказом «Об использовании дистанционных образовательных технологий», разрешено проводить итоговый контроль знаний дистанционно наравне с очным. Чем привлекательно ДО? Прежде всего, низкими затратами для учебного заведения или организации, проводящей обучение, поскольку исчезает необходимость в аренде помещений, командировках преподавателей в филиалы, в размещении прибывших студентов в общежитиях и т.п.
При удаленном обучении значительно расширяется студенческая аудитория. Современные информационные технологии позволяют улучшить качество обучения, поскольку к услугам студентов - новейшие дидактические и информационные материалы, электронные библиотеки, контакты с учеными, работающими в изучаемой сфере и т.д. Наконец, дистанционное обучение демократично, ведь в нем заложен принцип природного (естественного) процесса обучения, позволяющего получить или основное, или дополнительное образование.