У Жвалевского и Пастернак есть замечательная детская книга под названием «Время всегда хорошее». Это тот случай, когда в название вынесена центральная идея произведения, которую бы хорошо понять и принять. Тогда и жить сразу станет проще. Особенно это актуально для взрослых людей, которые любят не просто ностальгировать время от времени, но и фанатично обожествлять прошлое, не признавая настоящих реалий. Педагоги – тоже люди. И частенько они любят вспомнить, как раньше всё было здорово: и учебники понятнее, и дети послушнее, и родители благодарнее. Увы, но часто мы просто идеализируем прошлое и вспоминаем его слегка искажённым. Давайте же попробуем взглянуть на наш мир не замутнённым взором «раньшебылолучше», а ясным и объективным взглядом мудрых людей-оптимистов. Итак,
- Прогресс позволяет сделать педагогический процесс ярче и живее. Одни только интерактивные программы чего стоят! Теперь можно не рисовать и вырезать счётный материал, пытаясь привлечь внимание младших школьников. Есть потрясающие программы, которые дают возможность оживить математику и сделать её более увлекательной и наглядной. Уже давно известно, что игровая форма – идеальный вариант для познания. С помощью современных игр дети не только реализуют свои природные потребности, но и вовлекаются в образовательный процесс.
- В наши дни чуть легче готовиться к урокам. Конспекты и раздаточный материал никто не отменял, но теперь можно не расписывать тридцать одинаковых карточек. Надёжные модемы и принтеры призывают лишь вовремя заправлять краску и нажимать несколько кнопок, чтобы что-то отсканировать или распечатать. Эта техника обычно есть как дома, так и прямо в классе. Учитель может за перемену подготовить и получить нужный материал в необходимом количестве. Этот вариант идеален, когда речь идёт о внезапной замене учителя или любой другой внештатной ситуации. Даже плохое самочувствие не станет причиной отмены урока: просто всегда можно изменить первоначальный план и дать ребятам самостоятельную работу.
- Можно постоянно обмениваться опытом, быть в курсе новаторских идей и различных разработок. Раньше для того чтобы узнать что-то новое, нужно было выписывать свежие журналы и посещать семинары. Сейчас задачу облегчает Интернет: многие учителя ведут каналы и блоги, выкладывают авторские материалы и предлагают пользоваться своими наработками. Интересный опыт помогает не только начинающим педагогам, но и тем, кто работает в образовательной сфере не первый десяток лет. Всегда полезно посмотреть на привычные вещи новым взглядом и попробовать внести в свою деятельность парочку вкусных изюминок.
Да, что-то стало заметно проще, но и работы поприбавилось. Теперь есть электронные дневники и журналы, которые нужно регулярно заполнять, несмотря на то, что вся информация дублируется в бумажные документы. Учителя жалуются на наличие отчётностей, бумаг и прочих вещей, которые отвлекают от прямого педагогического дела. Более того, теперь приходится бороться за авторитет и своё достоинство как с учениками, так и с их родителями, многие из которых готовы винить учителей во всём, что происходит в жизни любимого чада. Одним словом, всё меняется, но одно остаётся неизменным: педагог до сих пор должен не просто наполнять сосуды души, а зажигать факелы, чтобы дети загорались активным познанием и продолжали осваивать новые тропы уже самостоятельно во все последующие года своей юношеской и взрослой жизни. И прогресс нам обязательно поможет справиться с поставленными задачами, если мы впустим его в свою жизнь и попробуем подружиться с ним. Время всегда хорошее. Помните? |