Сегодня: 21.09.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Педагогам

Полилингвальная модель поликультурного образования как технология сохранения и развития родных языков

Тамерлан Таймуразович Камболов
Сообщение посвящено анализу возможностей системы поликультурного и полилингвального образования для формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, а также для сохранения родных языков народов РФ. В сообщении излагаются основные принципы и технологии инновационной модели поликультурного образования и, в частности, ее полилингвального варианта.

***

Одной из стратегических задач Российского государства, несомненно, является формирование гражданской нации как важнейшего гаранта устойчивого политического, экономического и социального развития страны. Актуальность этой фундаментальной проблемы представляется более или менее общепризнанной. Основные разногласия возникают при определении тактики движения к поставленной цели. И здесь разброс мнений крайне широкий - от концепции, отстаивающей необходимость полного нивелирования культурных и образовательных сторон жизни во всех регионах страны и их максимального унифицирования, до прямо противоположной, изоляционистской позиции, предполагающей консервацию уровня этнокультурной дифференцированности народов России.

При этом первый подход, отстаивающий необходимость тотальной унификации в культурной и образовательной сферах, явно игнорирует исторический опыт различных стран, уже пытавшихся осуществить подобные проекты, и свидетельствует скорее об обратном: доктрину этнической «переплавки» и формирования деэтнизированной супернации, например, ни в США, ни в СССР реализовать не удалось.

В то же время совершенно очевидно, что формирование единого культурного базиса является абсолютно необходимым условием устойчивого развития любой полиэтничной страны.

Становление российской цивилизации исторически основывалась на духовных традициях народов страны, и в дальнейшем ее устойчивое развитие может быть обеспечено только при условии сохранении традиционных нравственных ценностей, на которых только и могут формироваться новые поколения личностно полноценных российских граждан. Однако чрезвычайно важно при этом обеспечить гарантии того, чтобы поддержка этнокультурного разнообразия, как ресурса развития, не создавала предпосылки для дезинтеграционных и сепаратистских процессов, не становилась препятствием формированию и сохранению у населения страны чувства общероссийской гражданской идентичности.

Представляется очевидным, что в решении этой комплексной задачи по сбалансированию центростремительных и центробежных тенденций в процессах российского нациостроительства особая роль принадлежит образовательной системе, поскольку именно в ее недрах наиболее эффективным образом может осуществляться формирование общероссийского гражданского мировоззрения, с одной стороны, и трансляция базовых этнокультурных ценностей народов страны, с другой. И - самое главное – именно в системе образования можно наиболее продуктивно регулировать их гармоничные взаимоотношения.

Одно из своих теоретических обоснований поликультурная образовательная идеология и технологии формирования российской гражданской идентичности получили в разработанной авторским коллективом кафедры ЮНЕСКО по поликультурному и полилингвальному образованию Северо-Осетинского государственного педагогического института (Р.С. Бзаров, Т.Т. Камболов, Л.А. Кучиева, А.А. Левитская) «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации». Она базируется на принципе комплексного формирования культурной картины мира личности и предусматривает становление идентичности обучающихся на основе специфического сочетания и иерархизации этнокультурных, общероссийских и общемировых культурных и духовно-нравственных ценностей.

Мы исходим из того, что современному состоянию и перспективам развития полиэтничного, многоязыкового, поликонфессионального российского общества и государства наиболее полно соответствует система поликультурного образования, выстраивающая образовательный процесс в соответствии с реальной структурой российской гражданской идентичности, включающей в себя базовый - этнокультурный, промежуточный - национально-региональный и высший – общегражданский - уровни. При этом формирование высшего уровня мировосприятия, т.е. общегражданского, невозможно без сохранения этнокультурного и национально-регионального «этажей», без опоры на них.

Реализация подобной поликультурной концепции требует реорганизации образовательной системы на основе соответствующих принципов, технологий и методик.

В первую очередь это касается образовательных программ. Как известно, во многих документах Федеральных государственных образовательных стандартов, в частности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», последовательно постулируется поликультурный характер содержания образования, указывается на необходимость создания условий для удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся. Однако современная образовательная система не предлагает конкретных технологий реализации принципа поликультурности.

Как известно, до сих пор формирование этнокультурной ипостаси личности учащегося осуществлялось в рамках преподавания национально-регионального образовательного компонента и посредством соответствующего учебно-методического сопровождения, разрабатываемого в регионах. Однако с введением новых стандартов перестает существовать само понятие «национально-региональный компонент» и, как следствие, возможность использования соответствующей учебной литературы. Каким же образом, с помощью каких учебников учитель должен будет преподавать региональные или этнокультурные особенности изучаемых тем по музыке, изобразительному искусству, окружающему миру и т.д.?

По нашему мнению, решение этой новой проблемы должно быть достаточно инновационным и осуществляться посредством внедрения программ и федеральных учебников нового, интегрированного типа, в содержании которых должны гармонично сочетаться, выступать единым целым специальные и культурологические знания как общечеловеческого и общероссийского формата, так и этнокультурного уровня. Мы считаем в принципе глубоко ошибочной традиционную форму раздельного преподавания федерального и национально-регионального компонентов содержания образования. Когда ребенок изучает русское или зарубежное изобразительное искусство по красивому московскому учебнику, а собственная национальная живопись ему преподносится в виде пришпиленных к доске журнальных вырезок, у него неизбежно, на суггестивном уровне, формируется представление о том, что важное и главное – это то, что в учебнике, а его культура – это что-то второстепенное, необязательное. Это автоматически ведет ребенка, а потом и выросшего из него взрослого человека, к самопозиционированию как представителя народа – носителя «неполноценной» культуры, как маргинала в человеческом сообществе. Даже если учебный процесс организован иначе, и сведения о своей этнической культуре ребенок получает из регионального приложения, это тоже не лучший вариант – нельзя противопоставлять и отрывать друг от друга общечеловеческое, общегосударственное и этнокультурное. Во-первых, раздельное преподавание этих компонентов неизбежно сталкивается с проблемой нехватки часов, поскольку федеральные учебники сами по себе уже рассчитаны на использование всего лимита учебного времени, не оставляя места для этнокультурного приложения. Но еще важнее то, что именно это практикуемое до недавнего времени разделение содержательных компонентов в виде федеральных учебников и их региональных приложений действительно содействует дезинтеграции картины мира, формируемой их посредством у школьников. Мы убеждены, что этнокультурная ориентация, общероссийские культурные ценности и общечеловеческие идеалы должны совмещаться в одном учебнике на основе принципов идейно-тематического единства, содержательного соответствия и системности, а постижение окружающего природного и социального мира должно строиться на движении от этнического к региональному, далее – к общенациональному и, наконец, к общечеловеческому, т.е. от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному. Это позволит, во-первых, построить процесс обучения на принципах, больше соответствующих особенностям познавательной деятельности человека, и, во-вторых, формировать у учащегося представление о своей этнической культуре как элементе общероссийской и мировой культур, а о самом себе – как наследнике своей этнокультурной традиции, гражданине российской нации и члене мирового сообщества. Только такая поликультурная личность и способна к созидательной политической, экономической и социальной жизнедеятельности в современном многогранном глобализованном мире.

При этом следует особо подчеркнуть нашу убежденность в том, что система поликультурного образования должна быть предназначена не только для национально-титульных субъектах страны. Проблема формирования правильного чувства российской гражданской идентичности обучающихся в национально-русских субъектах, которая, на наш взгляд, даже более сложна, чем, в национальных республиках, также в значительной степени может быть решена за счет разработки и внедрения аналогичных поликультурных программ и учебников. В их содержание следует включить, наряду с русским этнокультурным ядром, региональные краеведческие факты, сведения о культурных традициях этнических групп, проживающих в данном субъекте, а также знания о национальных культурах других, нерусских народов страны. Это позволит со временем расширить нынешний объем значения слова «россиянин», который чаще жителями центральной России воспринимается как синоним этнонима «русский», и включить в их самоидентификационную категорию «мы - россияне» и другие народы страны.
В то же время поликультурная образовательная модель должна иметь для национально-титульных регионов особый, полилингвальный вариант. Это связано со следующим обстоятельством. Как известно, развитие языковой ситуации в большинстве национальных регионов страны во второй половине ХХ века привело к тому, что значительная часть учащихся, в основном, городских школ очень плохо владеет своим родным языком или не владеет им вовсе. При этом русская языковая ассимиляция миллионов детей в национальных республиках имеет существенные негативные общекультурные последствия. Дело в том, что русская языковая ассимиляция в этих случаях не влечет за собой адекватной русской культурной ассимиляции. Этот процесс следует отличать от того, что происходит с отдельным индивидуумом, который, вырастая в культурно-языковой среде другого народа, полностью и системно усваивает и язык, и культуру этого народа и становится носителем его мировосприятия, фактически - его полноценным представителем, несмотря на свое иноэтническое происхождение. В случае же, когда речь идет о языковой ассимиляции в массовых масштабах, причем в местах компактного проживания большой этнической группы, это приводит к формированию на огромных пространствах России неких культурно-аморфных зон, т.е. зон с отсутствием культурной доминанты. Связано это с тем, что этнические культуры народов России, ослабленные в силу известных причин еще во второй половине прошлого века, сейчас все больше и больше отчуждаются от подрастающих поколений, утрачивающих языковой доступ к ценностям своей культурной традиции. Русская этническая культура также не может преобладать здесь в силу того, что русское население только в редких случаях составляет большинство в национальных регионах. Более того, в своем нынешнем состоянии русская этнокультура не в силах помочь даже самому русскому этносу адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. Не может претендовать на роль культурной доминанты и какая-либо политико-идеологическая система, поскольку в современной России таковой в настоящее время не существует и ее появление не предвидится. В итоге миллионы юных граждан России сейчас оказываются в ситуации «полукультурья», зависая между рудиментами различных традиционных культурных систем, сосуществующих в их картине мира. Победительницей же оказывается массовая культура потребительского толка, превращающая многих юных россиян в бездуховных меркантильных субъектов, не способных воспринимать этические ценности ни собственной, ни чужой культуры. Очевидно, что перспектива ее полного доминирования влечет за собой опасность преобладания в обществе личности потребительского типа, что представляет собой угрозу для интеллектуального и духовного прогресса народов России. Попытки сформировать из подобного культурно-маргинального населения единую гражданскую нацию малоперспективны.

Российская гражданская нация может состояться только как единство различий, как результат гармоничного развития и диалога этнических культур народов страны. Только на их фундаменте можно выстроить здание российской гражданской нации. Только культурное наследие многонационального народа России может стать надежным барьером перед деструктивной внешней культурной экспансией.
Соответственно, решение стратегической задачи по формированию российской гражданской нации должно предполагать, как это ни парадоксально, всемерное содействие сохранению и развитию языкового разнообразия, а не ускорение языковой ассимиляции новых поколений народов России, ведущей их к окончательному отрыву от собственной этнокультурной традиции и к культурной маргинализации со всем набором известных и весьма опасных социальных характеристик. При этом цепочка зависимостей видится следующей: знание этнического языка представляет собой инструмент для восприятия и усвоения этнической культуры, которая, в свою очередь, становится основой, строительным материалом для формирования общегражданской идентичности.

Мы видим решение этого аспекта проблемы в рамках полилингвальной модели поликультурного образования, которая совмещает задачи формирования российской гражданской идентичности обучающихся, а также возрождения фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России на фоне усиления роли русского языка как активного посредника и катализатора диалога культур. Концепцию и технологии подобной модели мы разработали. Базовым принципом полилингвальной модели поликультурного образования является функциональное многоязычие, то есть преподавание на одном и том же образовательном этапе одной части предметов на родном (нерусском) языке, второй части – на русском языке, третьей части – на иностранном. На долю родного (нерусского) языка должен приходиться больший объем на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и родным (нерусским) языками может быть использован также иностранный язык. Подобное соотношение языков в образовательном процессе создает дополнительные условия для гармоничного самоопределения личности в этнокультурном, российском гражданском и общецивилизационном измерениях.

Очевидно, что подобная поликультурная и полилингвальная образовательная модель достаточно сложна и требует значительных усилий для ее реализации. Но ее сложность совершенно адекватна степени комплексности рассматриваемой проблемы: у трудных задач не может быть легких решений. При этом перспектива появления в каждом регионе своих интегрированных учебников с инвариантной общероссийской частью и вариативным этнокультурным и национально-региональным контентом, причем как на русском, так и на родных языках народов России, позволит шире привлечь локальные образовательные сообщества к фундаментальным и прикладным психолого-педагогическим и методическим разработкам, придаст новый импульс творческим поискам в региональной научно-педагогической среде, повысит профессиональную конкуренцию в отрасли.

Данная модель реализуется в образовательном пространстве Республики Северная Осетия-Алания.
В частности, на протяжении последних 8 лет нами созданы интегрированные учебники и учебные материалы для всех классов начальной школы и всех групп дошкольных образовательных учреждений по всем образовательным предметам на осетинском и на русском языках. Это учебники, полностью отвечающие требованиям ФГОС и федеральной образовательной программы, но раскрывающие содержание каждой темы с использованием этнокультурного, общероссийского и общемирового материалов. К примеру, на уроке музыки при изучении темы «Опера» ученики черпают на страницах нашего учебника общие знания об этом жанре, истории его развития, читают об итальянских, русских и обязательно осетинских оперных произведениях. Проходя на уроке изобразительного искусства тему «Холодные и теплые цвета», у них есть возможность рассматривать в учебнике соответствующие иллюстрации российских, зарубежных и обязательно осетинских художников. Изучение природы и общества по нашим учебникам позволяет детям начинать постигать «Окружающий мир» именно с того, что их реально окружает – с панорамы кавказских гор.

В 2009 году Северо-Осетинский государственный педагогический институт выиграл в конкурсе Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2010 гг с проектом «Поликультурное образование как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся средних общеобразовательных учреждений».В рамках реализации данного проекта была завершена разработка концептуальных основ полилингвального и поликультурного образования, подготовлены учебно-методические комплексы соответствующего типа для детских садов и начальных классов общеобразовательных учреждений. Они были апробированы в региональных системах образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Частично к эксперименту были подключены Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республика. В итоге, результаты экспериментальной апробации полилингвальной модели поликультурного образования были признаны положительными и подлежащими более широкому распространению.
Экспериментальная апробация этих материалов выявила следующие преимущества. Во-первых, наличие разных языковых вариантов предоставляет школе и детскому саду свободу выбора языкового инструментария в зависимости от уровня владения учащимися или воспитанниками тем или иным языком и, как следствие, достижение максимально полного усвоения программного материала. Во-вторых, лежащий в их содержательной основе концептуальный принцип «Осетия – Россия – мир» содействует гармоничному формированию мироощущения детей, которые таким образом постепенно осознают себя в качестве жителей Осетии, граждан России и членов мирового сообщества, а осетинская культура вписывается в общероссийское и общемировое культурное пространство как ее гармоничная часть.

Следует отметить, что идеология модели и итоги экспериментальной апробации ее соответствующего учебно-методического сопровождения, технологий и методов обсуждались на заседаниях нескольких отделениий РАО, на семинарах и конференциях в Федеральном институте развития образования, на восьми международных научных конференциях «Полилингвальное образование как основа сохранения культурного разнообразия и языкового наследия человечества», проведенных под эгидой ЮНЕСКО в г. Владикавказе, на многочисленных конференциях и семинарах в гг. Москва, Казань, Нальчик, Карачаевск, Грозный и др.

Концепция привлекла внимание и зарубежных специалистов. Практически с самого начала наша работа осуществлялась и осуществляется в настоящее время под эгидой ЮНЕСКО. Также, в 2010-2011 гг. мы получили грант для реализации проекта по дошкольному поликультурному образованию в рамках Совместной Программы Совета Европы, Европейской Комиссии и Минрегиона России "Национальные меньшинства в России: Развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества", который был успешно выполнен.

Все это позволяет считать полилингвальную модель поликультурного образования, представляющей наиболее естественную и оптимальную основу для будущей образовательной системы российского федеративного государства, одной из стратегических задач которой должно быть признано формирование чувства принадлежности обучающегося к российской гражданской нации на основе развитии полноценной этнокультурной ипостаси его личности.

В целом же, внедрение модели дало бы нашей образовательной системе возможность вновь, в продолжение лучших традиций отечественной школы, реализовать ее фундаментальную культуроформирующую и культуространслирующую функции.
Категория: Педагогам | Добавил: Национальнаяродительская | Дата: 12.08.2021
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
V Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
VII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
III Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
IX Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
II Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
XV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.09.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог