Проблемы социальной адаптации воспитанников в условиях кадетской школы-интерната
Проблема социальной адаптации существовала всегда и не теряет актуальности, так как любая личность, живущая в обществе, должна приспосабливаться к требованиям этого общества и новым условиям существования в нем. Изменения, происходящие в обществе – политические, социально-экономические, культурные могут влиять на адаптацию как позитивно, так и негативно, а личность должна постоянно приспосабливаться. При этом может нарушаться психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность, появляется состояние тревоги.
Ряд ученых трактуют понятие «адаптация» как приспособление и наряду с этим выделяют понятие «социальная адаптация». Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [2].
Таким образом, человек, попав в новые социальные условия с одной стороны должен приспособиться к ним, а с другой – комфортно себя чувствовать. Быстрая приспособляемость личности к социальной среде и комфорт в ней можно считать общим показателем адаптированности личности. Но все зависит от той социальной среды, в которую попадает личность, и к этой среде она должна приспособиться как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Причем, внутренний уровень базируется на психологическом и эмоциональном состояниях. К внешнему уровню относятся специфические моменты, присущие данной социальной среде.
Как уже говорилось выше, социальная адаптация связана с теми условиями, которые могут быть созданы в определенном социуме. Например, кадетская школа-интернат имеет свои особые условия. Как известно, кадетская школа существенно отличается от общеобразовательной организации и имеет свои особенности. Прежде всего, это военизированное образовательное учреждение, которое имеет особый уклад жизни: жестко регламентированный режим дня; соблюдение субординации; постоянное совмещение учебной и бытовой деятельности; дополнительное образование.
Воспитанники кадетской школы-интерната попадают в среду повышенных умственных и физических нагрузок и, соответственно, сталкиваются с рядом социальных и психологических проблем в период адаптации.
Можно сказать, процесс социальной адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, а социальная адаптация воспитанников школы-интерната рассматривается как процесс, который обеспечивает интеграцию воспитанников в общество сверстников. Рассмотрев особенности кадетской школы-интерната, можно выделить показатели адаптированности воспитанников. К ним можно отнести следующие показатели: соблюдение распорядка дня и субординации; комфортные межличностные отношения (сплоченность коллектива и психологический комфорт в группе сверстников); высокая академическая успеваемость.
Исследование по проблеме социальной адаптации воспитанников кадетской школы-интерната было проведено в октябре-ноябре 2013 года. В исследовании приняли участие 39 воспитанников в возрасте 11 лет. Из них 5 девочек и 34 мальчика.
В рамках констатирующего эксперимента на первом этапе у воспитанников были исследованы следующие показатели: групповая сплоченность (привлекательность группы для каждого ее члена), преобладающие чувства в общежитии, эмоциональное отношение к школе и отдельным школьным предметам и ведущий мотив учения, а также уровень учебной мотивации и академическая успеваемость воспитанников.
Анализ результатов исследования алаптированности воспитанников к условиям кадетской школы-интерната позволил условно выделить три группы по уровню адаптированности.
Первая группу воспитанников составили 5 человек, для которых характерен низкий уровень адаптированности, Эти воспитанники не смогли интегрироваться в группу сверстников, у них сниженный уровень учебной мотивации, преобладают отрицательные чувства в общежитии и низкий уровень отношения к школе в целом и к отдельным учебным предметам. Эти воспитанники систематически нарушают распорядок дня и субординацию.
Для второй группы воспитанников характерен высокий уровень адаптированности и эта группа составила 7 человек. Эти воспитанники чувствуют себя членами группы, испытывают положительные чувства в общежитии, не испытывают дискомфорта в школьной жизни в целом, имеют положительные оценки. Что касается ведущего мотива учения, то здесь преобладает позиционный мотив и проявляется он в стремлении наладить контакты со сверстниками.
Самая большая по численности группа воспитанников - 27 человек, характеризуется средним уровнем адаптированности. Воспитанники имеют противоречивые качества. У части из них сниженный или средний уровень учебной мотивации, они испытывают положительные чувства в общежитии, преобладающий мотив учения – позиционный. У другой части воспитанников преобладающие чувства в общежитии – отрицательные, при этом высокий уровень учебной мотивации и ведущий мотив – учебный.
Результаты констатирующего эксперимента явились основой для разработки программы оказания помощи в адаптации воспитанников к условиям кадетской школы-интерната. Содержание мероприятий, предусмотренных программой, направлены на создание благоприятной психологической атмосферы во взводе, на оптимизацию межличностных отношений, на повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Показателями эффективности программы по оказанию помощи в адаптации воспитанникам к условиям кадетской школы-интерната будут положительные чувства в общежитии, соблюдение распорядка дня и субординации, высокий уровень эмоционального отношения к школе и к отдельным учебным предметам, высокий уровень учебной мотивации, более высокая академическая успеваемость.
Литература:
1. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: автореф.дис. на соискан. учен. степени канд. пед. наук; ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» - Махачкала:2012
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 797 с, - Серия: Основы наук. |