Сегодня: 28.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Статья "Проблемы социальной адаптации воспитанников в условиях кадетской школы-интерната"

Антушева Светлана Николаевна
Проблемы социальной адаптации воспитанников в условиях кадетской школы-интерната

Проблема социальной адаптации существовала всегда и не теряет актуальности, так как любая личность, живущая в обществе, должна приспосабливаться к требованиям этого общества и новым условиям существования в нем. Изменения, происходящие в обществе – политические, социально-экономические, культурные могут влиять на адаптацию как позитивно, так и негативно, а личность должна постоянно приспосабливаться. При этом может нарушаться психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность, появляется состояние тревоги.
Ряд ученых трактуют понятие «адаптация» как приспособление и наряду с этим выделяют понятие «социальная адаптация». Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [2].
Таким образом, человек, попав в новые социальные условия с одной стороны должен приспособиться к ним, а с другой – комфортно себя чувствовать. Быстрая приспособляемость личности к социальной среде и комфорт в ней можно считать общим показателем адаптированности личности. Но все зависит от той социальной среды, в которую попадает личность, и к этой среде она должна приспособиться как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Причем, внутренний уровень базируется на психологическом и эмоциональном состояниях. К внешнему уровню относятся специфические моменты, присущие данной социальной среде.
Как уже говорилось выше, социальная адаптация связана с теми условиями, которые могут быть созданы в определенном социуме. Например, кадетская школа-интернат имеет свои особые условия. Как известно, кадетская школа существенно отличается от общеобразовательной организации и имеет свои особенности. Прежде всего, это военизированное образовательное учреждение, которое имеет особый уклад жизни: жестко регламентированный режим дня; соблюдение субординации; постоянное совмещение учебной и бытовой деятельности; дополнительное образование.
Воспитанники кадетской школы-интерната попадают в среду повышенных умственных и физических нагрузок и, соответственно, сталкиваются с рядом социальных и психологических проблем в период адаптации.
Можно сказать, процесс социальной адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, а социальная адаптация воспитанников школы-интерната рассматривается как процесс, который обеспечивает интеграцию воспитанников в общество сверстников. Рассмотрев особенности кадетской школы-интерната, можно выделить показатели адаптированности воспитанников. К ним можно отнести следующие показатели: соблюдение распорядка дня и субординации; комфортные межличностные отношения (сплоченность коллектива и психологический комфорт в группе сверстников); высокая академическая успеваемость.
Исследование по проблеме социальной адаптации воспитанников кадетской школы-интерната было проведено в октябре-ноябре 2013 года. В исследовании приняли участие 39 воспитанников в возрасте 11 лет. Из них 5 девочек и 34 мальчика.
В рамках констатирующего эксперимента на первом этапе у воспитанников были исследованы следующие показатели: групповая сплоченность (привлекательность группы для каждого ее члена), преобладающие чувства в общежитии, эмоциональное отношение к школе и отдельным школьным предметам и ведущий мотив учения, а также уровень учебной мотивации и академическая успеваемость воспитанников.
Анализ результатов исследования алаптированности воспитанников к условиям кадетской школы-интерната позволил условно выделить три группы по уровню адаптированности.
Первая группу воспитанников составили 5 человек, для которых характерен низкий уровень адаптированности, Эти воспитанники не смогли интегрироваться в группу сверстников, у них сниженный уровень учебной мотивации, преобладают отрицательные чувства в общежитии и низкий уровень отношения к школе в целом и к отдельным учебным предметам. Эти воспитанники систематически нарушают распорядок дня и субординацию.
Для второй группы воспитанников характерен высокий уровень адаптированности и эта группа составила 7 человек. Эти воспитанники чувствуют себя членами группы, испытывают положительные чувства в общежитии, не испытывают дискомфорта в школьной жизни в целом, имеют положительные оценки. Что касается ведущего мотива учения, то здесь преобладает позиционный мотив и проявляется он в стремлении наладить контакты со сверстниками.
Самая большая по численности группа воспитанников - 27 человек, характеризуется средним уровнем адаптированности. Воспитанники имеют противоречивые качества. У части из них сниженный или средний уровень учебной мотивации, они испытывают положительные чувства в общежитии, преобладающий мотив учения – позиционный. У другой части воспитанников преобладающие чувства в общежитии – отрицательные, при этом высокий уровень учебной мотивации и ведущий мотив – учебный.
Результаты констатирующего эксперимента явились основой для разработки программы оказания помощи в адаптации воспитанников к условиям кадетской школы-интерната. Содержание мероприятий, предусмотренных программой, направлены на создание благоприятной психологической атмосферы во взводе, на оптимизацию межличностных отношений, на повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Показателями эффективности программы по оказанию помощи в адаптации воспитанникам к условиям кадетской школы-интерната будут положительные чувства в общежитии, соблюдение распорядка дня и субординации, высокий уровень эмоционального отношения к школе и к отдельным учебным предметам, высокий уровень учебной мотивации, более высокая академическая успеваемость.

Литература:
1. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: автореф.дис. на соискан. учен. степени канд. пед. наук; ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» - Махачкала:2012
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 797 с, - Серия: Основы наук.
Категория: Педагогам | Добавил: antusheva | Дата: 21.05.2014
Просмотров: 1432 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог