Сегодня: 28.03.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Профессиональное выгорание или как не сгореть на работе

Кубасова Юлия Владимировна
Бессердечье к себе — это тоже увечье.
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви, наконец, сам к себе человечность, —
Сам собою побудь…
Евтушенко Е.

Работа с люди всегда была самой сложной. Выдержать эмоции другого человека, заинтересовать, объяснить свою позицию требует гораздо больше эмоциональных сил, чем просто написать текст или программу. Именно об эмоциональных силах или о профессиональном стрессе и хочется поговорить с вами в этой статье.

Проблема взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной для современной школы. Профессиональное выгорание мешает полнооценному управлению учебными процессом, оказанию необходимой помощи учащимся, становлению и развитию коллектива. Что же такое профессиональное выгорание? Этот термин впервые введен американским психологом Фрейденбергером в 1974 году. Этим словом он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость, которые наблюдал у врачей и психологов, работавших с тяжелыми, острыми и кризисными ситуациями. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека, возникающее в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них; ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. Если в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникают тошнота и головная боль, а люди, даже самые близкие, вызывают раздражение, можно говорить о профессиональном выгорании. Ведь именно так проявляются его первые симптомы. В настоящее время синдром профессионального выгорания включает более ста симптомов. Назовём наиболее часто встречающиеся из них.

На психосоматическом уровне среди этих симптомов отмечают: утомление, усталость, бессонница, истощение, пищевые нарушения. К симптомам проявления личностных особенностей относят: скудность репертуара рабочих действий, упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности, цинизм), злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам, негативная «Я-концепция», негативное отношение к клиентам, переживание зависимости от людей и обстоятельств, агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность, гнев).
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции. К её эффектам относятся:
• эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости),
• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
• эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, необходимость быть все время в форме. Поэтому столь важно обладать качествами, помогающими избежать профессионального выгорания. К этим качествам можно отнести:

Во-первых:
• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:
• опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
• способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
• высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:
• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, и других людей и жизни вообще.
Для того, чтобы педагогу оставаться эффективным в своей трудовой деятельности необходимо заботиться о соблюдении режима сна, отдыха, питания и двигательной активности. Предотвратить эмоциональное выгорание намного легче, чем устранить его последствия. Поэтому важна профилактика профессионального выгорания.

Памятка педагогу.
• Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
• Стремитесь побороть страх.
• Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
• Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
• Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
• Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
• Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
• Используйте возможность выступить с речью.
• Следите за питанием и фигурой.

Только педагог, обладающий здоровьем, сможет способствовать:
 личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся и воспитанников;
 обеспечению психологической безопасности обучающихся и воспитанников в образовательном процессе и в среде образовательной организации;
 оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки обучающимся и воспитанникам;
 выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к психологам. Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот и мы вам желаем найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

Список литературы.
1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
2. Иванова, Л. А. Профессиональное выгорание педагога / Л. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/
3.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
4. Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.
Категория: Педагогам | Добавил: Kubass | Дата: 27.02.2025
Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
IV Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
IX Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
XXV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог