При составлении программы по Русскому языку для 10–11 классов необходимо помнить, что она обязательно должна соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО), реализовывать его основные идеи, конкретизировать цели и задачи, отражать обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Курс «Русский язык» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:
—формировать представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;
—осознавать роль языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический вкус, умение проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;
—развивать читательскую культуру, использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; совершенствовать информационные умения и навыки;
—развивать умение создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
—овладевать опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
—углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе, о норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, оценивать явления и факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме;
—воспитывать потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык.
В настоящее время изучение русского языка рассматривается в предметной области «Русский язык и литература» как важнейшая составляющая часть единой образовательной области «Филология», что предполагает осуществление органичной связи языка и литературы. Постижение глубины русской литературы — важнейшей части русской культуры — невозможно без обращения к истокам слова. Именно на уроках русского языка закладывается понимание живой сущности слова, его животворящих истоков, что делает органичной связь между словом в языке и словом в литературе. В едином пространстве культуры, прежде всего словесной, русский язык в лучших своих литературных образцах — значимых текстах культуры — раскрывает величие этического и эстетического идеала, приобщая новые поколения к достижениям в области человеческого духа. Язык, осуществляя преемственную связь между поколениями, является индикатором внутренней культуры каждого человека, раздвигает горизонты внутреннего мира, способствует развитию интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности. Язык служит средством познания и самопознания. Существуя в пространстве культуры, человек создаёт текст, в котором выражает себя, своё мироощущение, миропонимание, реализует социальные потребности. Способность выразить себя в языке, создать текст в соответствии с выбранной речевой стратегией создаёт предпосылки успешной социализации, профессиональной компетентности, личностного становления. В системе школьного образования русский язык имеет метапредметную функцию, являясь средством и способом обучения. Умение пользоваться языком, создавать текст в соответствии с речевой задачей — разный по цели, назначению, жанру —основа школьного курса русского языка. На уроках русского языка (и в основной школе, и в старшей школе) формируются навыки понимания текста, его информационной переработки, создания вторичных и оригинальных текстов, развиваются коммуникативные умения, совершенствуется речевая культура школьника, создаются предпосылки личностного развития, внутреннего роста ученика. Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на завершающем этапе школьного обучения заключается в том, чтобы развивать умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность. Русский язык и литература ориентированы на разные аспекты работы с текстом: языковой/речевой и эстетический, по-разному формируют информационную компетентность; объединяет их фокусировка на текстовой деятельности, связанной с развитием способностей и умений самостоятельно создавать тексты различной природы. Этим объясняются общие подходы в формировании результатов предметной области: результаты определяются через деятельность, связанную с работой с текстом. Подобный подход к изучению родного языка, в центре внимания которого в той или иной форме находится анализ текста, позволяет комплексно решать задачи формирования общекультурных и предметных компетенций, достичь личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами изучаемого предмета. В программе должна быть предусмотрена вариативная модель достижения результатов (личностных; метапредметных; предметных). Согласно Федеральному государственному стандарту предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. |