Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства

Степанова Евгения Вячеславовна
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.
Уильям. Джеймс (американский психолог)

Оценка образовательных результатов учащихся подразумевает:
 Уровневый подход к разработке планируемых результатов;
 Использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
 Использование наряду со стандартизируемыми письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение.

Немного истории. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трѐх баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости: 1-й —лучший, 2-й —средний, 3-й —худший. Баллы показывали «место» ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так возникла 5-балльная шкала, которую вскоре и позаимствовала Россия. Но в России баллам стали придавать несколько иное значение. С помощью баллов не обозначали разряды, а стремились оценить знания учеников. Контроль и оценивание учебной деятельности производился только самим учителем. Традиционная образовательная технология ориентировалась прежде всего на процесс обучения, а не развития личности, а средства диагностики сводились лишь к определению степени обученности учащегося.

В настоящее время пятибалльная система оценивания знаний обучающихся претерпевает изменения. Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы.

Можно выделить несколько таких способов:
1. Выставление оценок со знаками «плюс» и «минус».
2. Цифровая балльная оценка дополняется словесной или письменной формой, в виде оценивающих высказываний, записей. (Молодец! Отличнику и троечнику)
3. Коммуникативные мотивы обучающихся. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Часто на уроках (в зависимости от изучаемого материала) я применяю систему накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. (Смайлики) Это увеличивает работоспособность класса, так как каждому хочется получить положительную оценку, кроме того, такой прием дает шанс немотивированным на учебу учащимся получить хорошую оценку.

Эффективным для оценивания знаний по русскому языку и литературе является оценочный лист предметных результатов учащегося. Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Оценочный лист служит способом фиксации результатов. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. В оценочные листы оценку (плюс, минус) выставляют педагог и учитель после изучения темы.

 
«Фонетика. Графика. Орфоэпия»
 
  Выделять в слове звуки речи Давать звукам фонетическую характеристику Различать ударные и безударные слоги Знать особенности букв Е.Е.Ю.Я Проводить фонетический анализ слова
Оценка ученика          
Оценка учителя          

 
На этапе повторения использую приём «Умные вопросы» Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю».

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно отнести работу с «картой знаний» учащихся.

 
Части речи
? Самостоятельные
Частица ? Имя существительное ?
? Под ? Прекрасный
Междометие ? Имя числительное ?
? И ? Себя
    ? Слева
    Глагол ?
    ? Нарисованный
    ? Играя


На мой взгляд, предмет «Литература» формирует не только читательскую компетенцию учащихся, но и в значительной степени развивает творческие способности учащихся. Очень сложно выполненные задания творческого характера оценить традиционной отметкой, поэтому совместно с учащимися на уроке мы разрабатываем критерии оценивания, затем суммарное количество баллов при необходимости переводим в отметку. Нужно отметить, что критериальность – еще один принцип оценивания. По критериям учащиеся оценивают и сами себя, и друг друга.

Приведу отдельные, используемые мною примеры критериального оценивания на уроках литературы:
На уроке литературы в форме суда над барыней по рассказу И.С. Тургенева «Муму» (5 класс) учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, суд присяжных, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям:
1. Содержание выступления - 5 баллов.
2. Убедительность (доказательность) - 5 баллов.
3. Умение публично выступать - 5 баллов.

Индивидуальное задание «Создание афиши театральной постановки по произведению». Учащимися были предложены следующие критерии и баллы:
1. Яркость, красочность изображения - 5 баллов.
2. Правильное оформление афиши - 5 баллов.
3. Творческий подход - 5 баллов.

Но вместе с этим, замечу, что привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках детей чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность.

Подводя итог, стоит отметь, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.
Категория: Педагогам | Добавил: lelekovaev | Дата: 26.06.2021
Просмотров: 913 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог