Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Статья "Современный образ учителя"

Пахомова Наталья Валерьевна
Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени. Н.А. Некрасов

Учитель, несомненно, играет одну из ведущих ролей в жизни каждого человека и влияет на его личностное становление. С течением времени меняются люди, система образования, значит, должен меняться и учитель. Вопрос, каким должен быть учитель, волнует общество и специалистов, которые периодически проводят социологические исследования данной проблемы. Их результаты способствуют определению необходимых современному учителю знаний, умений, компетенций, ценностей, отношений, которые обеспечат эффективную профессионально- педагогическую деятельность. Учитель должен не только знать, чему учить, но и как этому научить.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, чем акцентируются его функции по руководству освоением, воспроизведением и созданием учениками социального опыта и трансляция накопленных человечеством знаний. Эти функции, утверждает В. Ф. Гарманова, были для учителя основными на всем протяжении истории человечества [4, с. 152]. Однако, по мнению А. П. Тряпицыной, «сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть – единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития» [9, с. 8-9].

Социальная значимость педагогической деятельности обуславливает постоянный общественный интерес к проблеме учительства. Поэтому практически перманентными оказываются исследования профессиограммы учителя, так как общество и государство ищут ответы на вопрос, каким же должен быть учитель современной школы. По этому поводу проводилось немало опросов, как среди учеников, так и среди самих учителей. В ходе исследований выявлялись различные черты и характеристики, без которых человек, в принципе, не может состояться как учитель; и те особенности, которые вовсе неприемлемы в современной системе образования.

Например, в конце 2008 г. в 100 населенных пунктах 44 регионов России был проведен опрос «Современный учитель: образ профессии», в ходе которого оказалось, что четверть респондентов (27%) считают, что в наше время педагог оказывает большое влияние на формирование взглядов детей, треть опрошенных (33%) полагают, что это влияние совсем несущественно, а примерно 18% и вовсе отказывают учителям в таком влиянии [8].

В нашей стране учитель воспринимается не только как носитель определенных должностных обязанностей, но и как друг, старший помощник, наставник. Современный учитель способен видеть всё многообразие учащихся и сложности учебного процесса, способен реагировать на различные способности учеников и осуществлять индивидуальный подход к каждому [9, с. 6]. Высоко ценится учитель неповторимый, с достаточно выраженной личностной характерностью, эмоциональной и интеллектуальной индивидуальностью, творческими наклонностями. Учитель оригинален, самобытен, как и все индивидуальное. Облик современного учителя должен быть присущ только ему, он должен отличать его от других учителей.

Для того, чтобы учитель смог утвердить свою педагогическую самобытность, ему нужно расслышать живые и значимые вопросы творимой школы, обрести правду вопросов и правду проблем, поставить их перед собой, погрузиться в современные научные школы, концепции, системы, открыть новые горизонты, протянуть новые и верные пути и пойти по ним [7, с. 55-57].

Современный учитель должен быть полноправным лидером среди учеников, авторитетом, на который они хотели бы равняться. В связи с этим Е.В. Андреева выделила две группы лидерских качеств учителя. Первая группа включает в себя характеристики, которые способствуют успешному общению: общительность, эмпатия, тактичность, эмоциональная устойчивость, артистизм. Вторая группа определяется особенностями педагогического труда. Сюда можно отнести высокую интеллектуальную гибкость, критичность и быстроту мышления, способность к импровизации [1, c. 12].

Кредо учителя актуально на протяжении многих лет. Каждый педагог отлично знает свой предмет и применяет современные технологические средства в образовании. Но учитель не только знает, чему надо учить, но и то, чему надо научить и как это сделать [1, с. 173-174]. Педагоги четко понимают, что их труд будет полезен обществу, если они смогут представить новый материал не только правильно, но и интересно.

Профессия педагога относится к типу деятельности «человек- человек», то есть учителя – это такие люди, которые всегда на виду, а посему они должны не только прекрасно владеть своим ремеслом, но и уметь себя подать, в чем их немало выручает имидж, включающий визуальный образ (одежда, прическа, мимика), внутренний образ (темперамент, настроение, голос) и менталитет (духовная практика и интеллект).

Педагог, который поддерживает свой имидж, не только хорошо выглядит, но и работает профессиональнее. И работа над собственным, индивидуальным имиджем – это дело творческое. Ведь имидж в современное время – это некий символ, являющийся частью нашего «Я» [1, с. 175].

По мнению Т. П. Питиной, «современный учитель – это воспитатель, постигший сущность духовного начала в человеке и знающий, как будить и развивать его в детях, носящий в себе патриотическую убежденность и являющийся носителем идейно- профессиональной преданности своему делу, проявляющий заботу об органическом слиянии обучения с духовным просвещением и воспитанием, подготавливающим учеников к свободе духа» [7, с. 58].

Учитель, который постоянно стремится к расширению своих знаний, всегда знает свой предмет намного шире и глубже, чем это нужно для урока, и обладает способностью четко выражать свои мысли. Но не менее важными качествами являются способность чувствовать настроение учеников и проникать в их внутренний мир. Современный педагог является непосредственным субъектом культуры, то есть человеком, который выполняет культурную миссию в обществе. И в данной роли учителю выдвигается еще ряд требований:
1) он должен быть способен работать со знаниями и идеями разных культур и должен сам уметь воспроизводить элементы культуры;
2) является личностью, способной к самоопределению в мире культуры;
3) он способен к сопереживанию и понимает неповторимость и ценность каждой человеческой личности;
4) может взять на себя ответственность за результаты деятельности в ситуации выбора.

Однако при характеристике педагога современности, нельзя не указать те качества, которые могут выставить учителя не в лучшем свете. По мнению учеников, современному учителю противопоказаны такие качества, как жестокость, равнодушие, отсутствие любви к делу, низкая культура общения, мрачность, поверхностное владение предметом, забывчивость, шаблонность, злопамятность. Но также есть и такие недостатки, которые обучаемые «прощают» своим учителям: зацикленность, сосредоточенность только на своем предмете, неумение что-то делать, небрежность и безвкусица в одежде.

И важен тот факт, что учитель ни в коем случае не должен бояться учеников и испытывать некий дискомфорт, находясь рядом с ними. Маркова в своем труде подчеркивает, что учитель с низкой профессиональной самооценкой чувствует себя незащищенным, негативно относится к людям, его окружающим, и нередко вымещают злость на своих учениках и коллегах, что, несомненно, будет затруднять процесс обучения и воспитания [3, с. 151].

Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных знаний, навыков, умений и личностных качеств, которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Для оценки профессионализма современных учителей существуют несколько подходов. В зависимости от результатов деятельности можно охарактеризовать профессионализм с помощью нескольких уровней.

Репродуктивный – учитель полностью поглощен пересказом своего предмета, нередко используя не «свои слова», а текст учебника.

Адаптивный – учитель рассказывает материал так, чтобы он был понятен аудитории слушателей, но при этом основная информация темы остается неизменной.

Локально-моделирующий – педагог хорошо владеет информацией, что позволяет ему искать различные способы ее предъявления.

Уровень системно-моделирующего знания – основное внимание учителя уделяется именно целям педагогической системы; только на этом уровне возникает вопрос, насколько индивидуальная система работы подчинена целевым результатам. Уровень системно-моделирующего творчества – все внимание педагога сфокусировано на личности ученика; учитель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности, способной к профессиональному и личностному самоутверждению [6, с. 106-107].

Можно смело утверждать, что в современной школе именно последний уровень является самым востребованным, а совершенствование учителя определяется переходом с одного из этих уровней на другой. Таким образом, эти пять ступеней

являются некоей социальной лестницей профессионального развития педагога, к продвижению по которой учителя стремятся на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Ведь пословицу «век живи – век учись» можно отнести не только к людям, которые учатся в школе или же университете, но и ко всем вообще, в том числе и учителям.

Как уже упоминалось выше, в наше время учитель должен быть авторитетом в глазах учеников. Но не в том смысле, чтобы они его боялись, а он должен вызывать уважение у детей, независимо от их и своего возраста. К хорошему, авторитетному учителю ученики будут с удовольствием ходить на уроки, слушать его и прилежно выполнять задания.

Роль учителя в российском обществе не ограничивается только лишь передачей знаний, она намного шире: становление ученика как личности, духовно-нравственное образование, ценностное самоопределение ребенка. Можно утверждать, что сегодня, кроме учителя, нет никого, кто профессионально и всерьез смог бы помочь духовному становлению ребенка в нашем современном хаотичном мире [6, с. 185].

В учителе – спасение нации и государства. В учителе – сохранение и продолжение народа и страны. Недаром еще Уинстон Черчилль говорил, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Е. А. Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза / Е. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7.
2. Бадыгиева М. С. Система ценностей современного учителя / М. С. Бадыгиева // Успехи современного естествознания. – 2011. – №1.
3. Гаврилова Т. С. Современный учитель: вызов времени / Т. С. Гаврилова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2.
4. Гарманова В. Ф. Начальные результаты исследования личностных особенностей современного учителя / В. Ф. Гарманова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4.
5. Гончаров И. Ф. Образ современного учителя / И. Ф. Гончаров // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 7.
6. Даутова Г. Ж. Культурная миссия современного учителя /
Г. Ж. Даутова // Интеграция образования. – 2002. – № 3.
7. Питина Т. П. Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя / Т. П. Питина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – № 4.
8. Современный учитель: образ профессии. Результаты опроса общественного мнения.
9. Тряпицына А. П. Современный учитель: информация к размышлению / А. П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 1.
Категория: Педагогам | Добавил: 4362599ifhbr505 | Дата: 01.02.2023
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог