Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени. Н.А. Некрасов
Учитель, несомненно, играет одну из ведущих ролей в жизни каждого человека и влияет на его личностное становление. С течением времени меняются люди, система образования, значит, должен меняться и учитель. Вопрос, каким должен быть учитель, волнует общество и специалистов, которые периодически проводят социологические исследования данной проблемы. Их результаты способствуют определению необходимых современному учителю знаний, умений, компетенций, ценностей, отношений, которые обеспечат эффективную профессионально- педагогическую деятельность. Учитель должен не только знать, чему учить, но и как этому научить.
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, чем акцентируются его функции по руководству освоением, воспроизведением и созданием учениками социального опыта и трансляция накопленных человечеством знаний. Эти функции, утверждает В. Ф. Гарманова, были для учителя основными на всем протяжении истории человечества [4, с. 152]. Однако, по мнению А. П. Тряпицыной, «сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть – единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития» [9, с. 8-9].
Социальная значимость педагогической деятельности обуславливает постоянный общественный интерес к проблеме учительства. Поэтому практически перманентными оказываются исследования профессиограммы учителя, так как общество и государство ищут ответы на вопрос, каким же должен быть учитель современной школы. По этому поводу проводилось немало опросов, как среди учеников, так и среди самих учителей. В ходе исследований выявлялись различные черты и характеристики, без которых человек, в принципе, не может состояться как учитель; и те особенности, которые вовсе неприемлемы в современной системе образования.
Например, в конце 2008 г. в 100 населенных пунктах 44 регионов России был проведен опрос «Современный учитель: образ профессии», в ходе которого оказалось, что четверть респондентов (27%) считают, что в наше время педагог оказывает большое влияние на формирование взглядов детей, треть опрошенных (33%) полагают, что это влияние совсем несущественно, а примерно 18% и вовсе отказывают учителям в таком влиянии [8].
В нашей стране учитель воспринимается не только как носитель определенных должностных обязанностей, но и как друг, старший помощник, наставник. Современный учитель способен видеть всё многообразие учащихся и сложности учебного процесса, способен реагировать на различные способности учеников и осуществлять индивидуальный подход к каждому [9, с. 6]. Высоко ценится учитель неповторимый, с достаточно выраженной личностной характерностью, эмоциональной и интеллектуальной индивидуальностью, творческими наклонностями. Учитель оригинален, самобытен, как и все индивидуальное. Облик современного учителя должен быть присущ только ему, он должен отличать его от других учителей.
Для того, чтобы учитель смог утвердить свою педагогическую самобытность, ему нужно расслышать живые и значимые вопросы творимой школы, обрести правду вопросов и правду проблем, поставить их перед собой, погрузиться в современные научные школы, концепции, системы, открыть новые горизонты, протянуть новые и верные пути и пойти по ним [7, с. 55-57].
Современный учитель должен быть полноправным лидером среди учеников, авторитетом, на который они хотели бы равняться. В связи с этим Е.В. Андреева выделила две группы лидерских качеств учителя. Первая группа включает в себя характеристики, которые способствуют успешному общению: общительность, эмпатия, тактичность, эмоциональная устойчивость, артистизм. Вторая группа определяется особенностями педагогического труда. Сюда можно отнести высокую интеллектуальную гибкость, критичность и быстроту мышления, способность к импровизации [1, c. 12].
Кредо учителя актуально на протяжении многих лет. Каждый педагог отлично знает свой предмет и применяет современные технологические средства в образовании. Но учитель не только знает, чему надо учить, но и то, чему надо научить и как это сделать [1, с. 173-174]. Педагоги четко понимают, что их труд будет полезен обществу, если они смогут представить новый материал не только правильно, но и интересно.
Профессия педагога относится к типу деятельности «человек- человек», то есть учителя – это такие люди, которые всегда на виду, а посему они должны не только прекрасно владеть своим ремеслом, но и уметь себя подать, в чем их немало выручает имидж, включающий визуальный образ (одежда, прическа, мимика), внутренний образ (темперамент, настроение, голос) и менталитет (духовная практика и интеллект).
Педагог, который поддерживает свой имидж, не только хорошо выглядит, но и работает профессиональнее. И работа над собственным, индивидуальным имиджем – это дело творческое. Ведь имидж в современное время – это некий символ, являющийся частью нашего «Я» [1, с. 175].
По мнению Т. П. Питиной, «современный учитель – это воспитатель, постигший сущность духовного начала в человеке и знающий, как будить и развивать его в детях, носящий в себе патриотическую убежденность и являющийся носителем идейно- профессиональной преданности своему делу, проявляющий заботу об органическом слиянии обучения с духовным просвещением и воспитанием, подготавливающим учеников к свободе духа» [7, с. 58].
Учитель, который постоянно стремится к расширению своих знаний, всегда знает свой предмет намного шире и глубже, чем это нужно для урока, и обладает способностью четко выражать свои мысли. Но не менее важными качествами являются способность чувствовать настроение учеников и проникать в их внутренний мир. Современный педагог является непосредственным субъектом культуры, то есть человеком, который выполняет культурную миссию в обществе. И в данной роли учителю выдвигается еще ряд требований:
1) он должен быть способен работать со знаниями и идеями разных культур и должен сам уметь воспроизводить элементы культуры;
2) является личностью, способной к самоопределению в мире культуры;
3) он способен к сопереживанию и понимает неповторимость и ценность каждой человеческой личности;
4) может взять на себя ответственность за результаты деятельности в ситуации выбора.
Однако при характеристике педагога современности, нельзя не указать те качества, которые могут выставить учителя не в лучшем свете. По мнению учеников, современному учителю противопоказаны такие качества, как жестокость, равнодушие, отсутствие любви к делу, низкая культура общения, мрачность, поверхностное владение предметом, забывчивость, шаблонность, злопамятность. Но также есть и такие недостатки, которые обучаемые «прощают» своим учителям: зацикленность, сосредоточенность только на своем предмете, неумение что-то делать, небрежность и безвкусица в одежде.
И важен тот факт, что учитель ни в коем случае не должен бояться учеников и испытывать некий дискомфорт, находясь рядом с ними. Маркова в своем труде подчеркивает, что учитель с низкой профессиональной самооценкой чувствует себя незащищенным, негативно относится к людям, его окружающим, и нередко вымещают злость на своих учениках и коллегах, что, несомненно, будет затруднять процесс обучения и воспитания [3, с. 151].
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных знаний, навыков, умений и личностных качеств, которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Для оценки профессионализма современных учителей существуют несколько подходов. В зависимости от результатов деятельности можно охарактеризовать профессионализм с помощью нескольких уровней.
Репродуктивный – учитель полностью поглощен пересказом своего предмета, нередко используя не «свои слова», а текст учебника.
Адаптивный – учитель рассказывает материал так, чтобы он был понятен аудитории слушателей, но при этом основная информация темы остается неизменной.
Локально-моделирующий – педагог хорошо владеет информацией, что позволяет ему искать различные способы ее предъявления.
Уровень системно-моделирующего знания – основное внимание учителя уделяется именно целям педагогической системы; только на этом уровне возникает вопрос, насколько индивидуальная система работы подчинена целевым результатам. Уровень системно-моделирующего творчества – все внимание педагога сфокусировано на личности ученика; учитель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности, способной к профессиональному и личностному самоутверждению [6, с. 106-107].
Можно смело утверждать, что в современной школе именно последний уровень является самым востребованным, а совершенствование учителя определяется переходом с одного из этих уровней на другой. Таким образом, эти пять ступеней
являются некоей социальной лестницей профессионального развития педагога, к продвижению по которой учителя стремятся на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Ведь пословицу «век живи – век учись» можно отнести не только к людям, которые учатся в школе или же университете, но и ко всем вообще, в том числе и учителям.
Как уже упоминалось выше, в наше время учитель должен быть авторитетом в глазах учеников. Но не в том смысле, чтобы они его боялись, а он должен вызывать уважение у детей, независимо от их и своего возраста. К хорошему, авторитетному учителю ученики будут с удовольствием ходить на уроки, слушать его и прилежно выполнять задания.
Роль учителя в российском обществе не ограничивается только лишь передачей знаний, она намного шире: становление ученика как личности, духовно-нравственное образование, ценностное самоопределение ребенка. Можно утверждать, что сегодня, кроме учителя, нет никого, кто профессионально и всерьез смог бы помочь духовному становлению ребенка в нашем современном хаотичном мире [6, с. 185].
В учителе – спасение нации и государства. В учителе – сохранение и продолжение народа и страны. Недаром еще Уинстон Черчилль говорил, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Е. А. Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза / Е. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7.
2. Бадыгиева М. С. Система ценностей современного учителя / М. С. Бадыгиева // Успехи современного естествознания. – 2011. – №1.
3. Гаврилова Т. С. Современный учитель: вызов времени / Т. С. Гаврилова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2.
4. Гарманова В. Ф. Начальные результаты исследования личностных особенностей современного учителя / В. Ф. Гарманова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4.
5. Гончаров И. Ф. Образ современного учителя / И. Ф. Гончаров // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 7.
6. Даутова Г. Ж. Культурная миссия современного учителя /
Г. Ж. Даутова // Интеграция образования. – 2002. – № 3.
7. Питина Т. П. Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя / Т. П. Питина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – № 4.
8. Современный учитель: образ профессии. Результаты опроса общественного мнения.
9. Тряпицына А. П. Современный учитель: информация к размышлению / А. П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 1. |