Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстниками и от того, насколько благоприятно складываются отношения в детском коллективе, зависит психическое здоровье ребёнка, умение воспринимать и понимать других людей. Поэтому, мы поставили перед собой цель – создание сплоченного детского коллектива. Задачи для её осуществления: - создать благоприятную атмосферу в группе; - обучить детей правилам поведения в группе; - обучить детей совместным играм; - развивать умение коллективно планировать совместную деятельность; - повышать культуру общения.
Для создания благоприятной атмосферы мы старались создать положительный эмоциональный настрой. С детьми общались доброжелательно, так же относились друг к другу и к родителям. Мы являемся образцом для подражания, поэтому в нашей группе всегда царит взаимопонимание между членами нашего небольшого коллектива. Это самое первое, что необходимо – свой пример. Никаких отрицательных оценок и т. д. Каждому ребёнку мы старались оказать необходимую помощь, поддержать. Учитывали психологическое состояние отдельных воспитанников – отмечали положительные стороны детей, сотрудничали, находили эффективные способы взаимодействия на занятии. Для того, чтобы ребёнку было комфортно, постоянно обогащали предметно- пространственную среду. В частности, создали « Уголок уединения», где ребёнок мог расслабиться, поиграть с любимой игрушкой. В уголке расположили диванчик с мягкими подушечками и столик.
Вместе с детьми мы обсуждали правила нашей группы. Например: ( Помогаем, если у кого-то что-то не получается, помогаем другу развязать шарф после прогулки, если кто-то играет – оставим эти игрушки) Мы акцентировали внимание на тех детях, кто выполнял правила. А если кто-то из ребят нарушал правила, то мы обсуждали, к чему это привело. Для лучшего усвоения детьми правил группы мы использовали пособия-плакаты с изображением определённых ситуаций.
Вместе с детьми мы изготовили коллективное панно «Секреты дружбы» (сердечко, красный крестик, голубь, смайлик-улыбка, рукопожатие). Также же использовали игру «Тихие и громкие голоса» (в пакетик складывали громкие голоса, чтобы никому не мешали). В своей работе мы использовали беседы «Я и мои друзья», «Мои хорошие поступки»; чтение «Урок дружбы» М. Пляцковского, «Вовка добрая душа» А. Барто. Для формирования у детей представления о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими друзьями, мы использовали такие произведения, Н. Носов «Замазка», «Огородники». Также мы рассматривали картины и иллюстрации соответствующей тематики.
Особое значение уделяли совместным играм: «Как меня зовут», «Дотронься до ……», « Клубочек», « Ветер дует» и многие другие. Именно такие игры помогали ребёнку не только самому устанавливать положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга. Каждый ребёнок сам выбирал для себя тему деятельности (что сегодня будешь делать, чем займёшься), принимал решение, в каком центре он будет играть, с кем он хочет это делать. Мы обязательно прослеживали суть деятельности ребёнка, есть ли движение вперёд, иногда помогая внести новое задание или роль в этот центр. Применяли приёмы косвенного руководства, предоставляя ребёнку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Для обогащения игр новым сюжетом мы задавали наводящие вопросы, которые побуждали детей к дальнейшему развитию действия, использованию предметов-заместителей.
В нашей группе сложились традиции: 1. Утреннее приветствие. ( Игры, стихи с действиями, выражение радости от встречи с детьми) 2. День рождения. (Хороводная игра « Каравай», вручение подарков, сделанных своими руками, совместное чаепитие) 3. Семейная мастерская. ( Совместное творчество детей и родителей, участие в конкурсах «Осенняя фантазия», « Новогодняя игрушка», « Мой любимый сказочный герой», участие в изготовлении атрибутов к играм)
4 . Фотовыставка ( Систематическое обновление фотографий о делах и жизни группы)
В результате нашей работы дети приобрели навыки взаимопомощи, сотрудничества и способность договариваться между собой, оказывая друг другу поддержку, желание совершать добрые дела. |