Сегодня: 30.05.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Статья на тему:"Формирование логических УУД на уроках математики с использованием геометрического материала"

Фадеева Г.С.
Руководитель: Игнатьева А.А.
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД).

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Средством обобщения и систематизации знаний, основой выведения новых знаний с помощью имеющихся являются логические универсальные учебные действия, формированию которых в современном образовании придается огромное значение. Проблемой формирования логических умений занимались Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и другие.

Младший школьный возраст, является благоприятным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию логического мышления. От уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека.

Овладение учениками логическими универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, но в первую очередь формируются на уроках математики, так как именно в этой области знаний логические формы и отношения проявляются в явной форме – как предмет усвоения учащимися. Уроки математики являются наиболее благоприятными для систематического формирования логических понятий и действий, что дает большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления является объектом психологии, поэтому решение этой проблемы требует обращения к психологическим закономерностям развития мышления учащихся. Согласно данным психологии, для любого возраста характерна определенная структура психических процессов с ведущей ролью, наиболее интенсивно развивающейся в этот период функции, при этом новая функция развивается и начинает занимать доминирующее положение не иначе как через прежнюю.

Логические компоненты мышления ребенка в младшем школьном возрасте развиваются на основе образных компонентов и функционируют во взаимодействии с ними, поэтому формирование логических универсальных действий учащихся данного возраста целесообразнее осуществлять на основе активизации образных компонентов мышления как основных носителей логических представлений в данном возрасте.

Для рассмотрения данного объекта с точки зрения различных форм логического мышления младшим школьникам при обучении математике обычно предлагаются такие задания:
а) расскажи все, что ты знаешь о числе 325;
б) назови количество отрезков, треугольников, многоугольников на данном чертеже (рис. 1).

Рисунок 1 – Чертеж к заданию
Рассмотрите рисунок 3 и подсчитайте различными способами количество окон в доме.

Рисунок 2 – Чертеж к заданию
Также следует учесть, что учащихся не нужно учить решать только сложные задачи, необходимо научить их рассуждать над простыми заданиями.

Примеры заданий:
1. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
а) имеет 4 стороны и 4 угла;
б) имеет 3 стороны и 3 угла.2. Найди отрезок BC. Что ты можешь рассказать о нём?
Рисунок 3 – Чертеж к заданию

3. Покажи четырёхугольники:
а) с двумя прямыми углами (3 и 10);
б) с тремя прямыми углами (такого нет);
в) с одним прямым углом (6 и 5) и т.д.
Рисунок 4 – Чертеж к заданию

Решая задачу развития компонентов мышления, необходимо учитывать, что развитие ученика в процессе обучения эффективно лишь при формировании личностно значимых знаний, а это невозможно без опоры на опыт ученика. Новая информация должна согласовываться с имеющимися у ребенка представлениями, понятиями, правилами выполнения действий, эмоциональными кодами – составляющими субъектного опыта ученика. Учащиеся еще до начала обучения в школе имеют жизненные представления об элементах логики, опыт логической организации информации, и этот субъектный опыт учащихся необходимо учитывать в процессе развития представлений об элементах логики.

Итак, при организации логической подготовки учащихся младших классов необходимо учитывать не только функциональную направленность элементов логики, но и субъектный опыт учащихся, а также закономерности формирования и развития определенных компонентов мышления. Но использование субъектного опыта, активизация образных компонентов мышления наиболее эффективно при изучении геометрии, формировании геометрических понятий.

Поэтому формирование логических универсальных действий у младших школьников целесообразно проводить при изучении геометрического материала. Кроме того, такая логическая подготовка на геометрическом материале возможна в силу достаточного числа разработанных геометрических заданий.
Категория: Педагогам | Добавил: gfadeeva15 | Дата: 20.03.2023
Просмотров: 68 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
IX Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
III Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"
V Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
VII Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
XXVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.05.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог