Учителями не становятся, а рождаются. Это мы знаем. Тут, как говорится, либо есть призвание, либо его нет. И очень радостно, когда видишь человека, увлечённого своим делом. Наблюдаешь, как он всего себя наизнанку выворачивает, чтобы только вложить в души учеников незабвенный огонёк. Действительно, есть такие люди, которые будто созданы для того, чтобы стоять с указкой у доски и учительствовать, объяснять, внушать... Но... Если учителями рождаются, то мастерами становятся. Недостаточно только любить и быть, надо ещё и уметь. А с этим, как показывает практика, намного сложнее.
Современные образовательные учреждения шагают в ногу со временем. Они постоянно пробуют новые программы, закупают новые учебники и растят новое поколение детей. Стандарты никто не отменял, но и они постоянно обновляются и совершенствуются. Вполне естественно, что и педагоги должны меняться. Быть на нужной волне и естественно вписываться в окружающую обстановку. Но многие считают, что им это не надо. Они отказываются посещать семинары, ходить на компьютерные курсы или осваивать новые методики. Они уверены, что столько лет увлечённо работали и наверняка знают, как правильно преподавать. И всё вроде бы в их рассуждениях справедливо, да только дети постоянно приходят разные, более продвинутые и нетерпеливые. Они выходят за рамки классического процесса обучения и требуют нового восприятия, новой подачи материала, нового мировоззрения. Учителя не хотят с этим мириться и повышение квалификации проходят исключительно для галочки и стабильной зарплаты. Мастера же с радостью открывают для себя новые двери, чтобы потом увлечь за собой и своих подопечных. Чувствуете разницу?
Учитель, как писатель, может быть очень талантливым от природы. Но если этот талант не развивать, если не расширять свой кругозор, то можно долго и нудно писать одно и то же произведении много лет. Ну или вариации одного и того же произведения. Будет ли это интересно и полезно окружающим? Скорей всего, нет. Консервированными должны быть огурцы и помидоры в банке, но не знания. Знания же приветствуются живые и актуальные. А как их ещё получить, если бояться новизны технического прогресса?
Сейчас существует особая форма аттестации для педагогов с накоплением баллов. И всё, увы, этому подчиняется. Статьи пишутся только для того, чтобы заработать баллы. Курсы проходятся только для того, чтобы получить корочку, за которые дадут баллы. Даже грамотам наших детей мы начинаем радоваться только потому, что это делает нас на шаг ближе к вожделенной категории. Настоящего же мастера дела баллы не особо интересуют. Конечно, мастерством только сыт не будешь, но интерес к делу ставится выше всего. Работать необходимо так, чтобы не только отдавать, но и получать. А получить в педагогической сфере можно многое: например, искренний интерес учеников, их эмоциональный отклик. Восторг или удивление вашими талантами и успехами. Да, иногда необходимо пройти компьютерные курсы, чтобы сделать интересную презентацию или смонтировать видео. Да, это потраченное время. Но потраченное на что? На себя любимого и на своё любимое дело.
Конечно, никто не отменял плакаты и муляжи, но современные дети также любят и другие виды наглядности. Им необходимо не только смотреть на портрет Есенина, но и слышать его, видеть, ощущать. И задача учителя — мастера состоит в том, чтобы организовать такой урок, где дети максимально удовлетворят свои потребности и желания. Иногда прежнего опыта оказывается недостаточно, приходится снова учиться. Но ведь это же так естественно! Обновляя свой личный багаж знаний, вы делаете себя ярче, интереснее и пригоднее. Возможно, вас не спишут за ненадобностью и не будут держать в школе только из уважения к возрасту и опыту. Возможно, вы опровергнете поговорку, что незаменимых людей нет и докажите самому себе, что уникальны, потому что никогда не теряете интерес ко всему новому и никогда не достигаете границ собственных возможностей. Подумайте об этом! |