Введение
Прыжки в воду относятся к видам спорта со сложной координацией и ациклической структурой движений.
Прыгун в воду, выполняя прыжки со снарядов различной высоты (от 1 до 10 метров), совершает в воздухе многократные вращения вокруг продольной и поперечной осей тела. Для успешного выполнения прыжков спортсмен должен безупречно владеть своим телом, управлять мышцами, координировать положение тела относительно поверхности воды для того, чтобы завершить прыжок вертикальным входом в воду вниз головой.
Российская (советская) школа прыжков в Европе и в мире стала сильнейшей в Европе и вышла на ведущие позиции в мире.
Лучшие тренеры нашей страны используют в своей работе современную методику обучения, построенную на создании широкой двигательной базы у юных спортсменов, которая впоследствии позволяет избегать ошибок в технике и способствует формированию вариативного двигательного навыка. Отличительной чертой отечественной школы явилась акробатическая направленность подготовки, основа которой — общая и специальная физическая подготовка спортсменов, что позволяет им исполнить прыжки наивысшей сложности. Стремление к освоению более сложных прыжков заставляет спортсменов и тренеров большее количество времени отдавать наземной подготовке, используя такие средства, как батут, акробатика, гимнастика и «сухой» трамплин. Освоив сложнейшие прыжки в зале, их переносят на воду.
Таким образом, акробатическая подготовка является важной частью программы учебно-тренировочного процесса в прыжках в воду.
ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СПОРТИВНЫХ ПРЫЖКАХ ВОДУ
1. Средства обучения и начальной тренировки
Начальное обучение — основа многолетнего процесса подготовки прыгуна в воду. Целью начальной подготовки является формирование у занимающихся двигательной и физической базы для овладения техникой прыжков в воду.
В системе спортивных детско-юношеских школ (ДЮСШ) начальное обучение проходит в группах начальной подготовки.
Основными задачами этого периода являются:
1. Всесторонняя физическая подготовка юных спортсменов.
2. Обучение плаванию, преодоление водобоязни и привитие навыков ныряния (погружения под воду с головой).
3. Преодоление боязни высоты.
4. Развитие вестибулярной устойчивости и умений оценивать
время, пространство и силу мышечных усилий.
5. Развитие координации движений, расширение арсенала двигательной подготовленности.
6. Овладение основами техники выполнения учебных прыжков
в воду.
7. Привитие гигиенических навыков.
Создание физической и двигательной базы для освоения спортивных прыжков происходит в основном благодаря применению средств наземной подготовки: так, приблизительно 90% работы проходит в зале и только 10% — на воде. В практике прыжков в воду известны случаи, когда отсутствие бассейна заставляло проводить начальную подготовку только в зале в течение 2-3 лет. Дети, прошедшие такую подготовку, после выхода на воду очень быстро осваивали сложнейшие прыжки и достигали высоких спортивных результатов. Надо отметить, что многие сильнейшие спортсмены нашей страны прошли именно такую начальную подготовку. Среди них знаменитая олимпийская чемпионка и чемпионка мира Ирина Калинина.
Основными средствами наземной подготовки на данном этапе являются: строевые, общеразвивающие и имитационные упражнения, акробатика, батут, хореографические упражнения и упражнения на «сухом» трамплине.
Строевые упражнения необходимы для организации занятий, способствуют воспитанию правильной осанки, развитию и укреплению органов дыхания и кровообращения, воспитанию чувства ритма и темпа. Общеразвивающие упражнения направлены на общее укрепление развитие всех систем и функций организма занимающихся, гармоничное развитие физических качеств, таких, как сила, быстрота, гибкость, выносливость и ловкость.
Имитационные упражнения применяются с целью формировки представлений о технике учебных прыжков, их структуре, последовательности движений и ритме выполнения. Однако при выполнении имитационных упражнений отсутствует необходимая скорость, поэтому их нужно сочетать с выполнением прыжков в воду, упражнений на батуте или «сухом» трамплине.
Акробатика применяется для создания двигательной основы прыгунов в воду. Структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеет много общего с техникой прыжков в воду, кроме того, акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, а также вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам.
Батут является наиболее эффективным средством для воспитания ориентировки в полете и вестибулярной устойчивости. Кроме того, он позволяет осваивать технику учебных и основных прыжков в воду, а также согласование движений рук и ног при отталкивании и совершенствование движений в фазе полета.
Хореографические упражнения на начальном этапе обучения способствуют формированию правильной осанки, красоты и пластики движений, развивают способность к управлению движениями. Особенно важна выработка у занимающихся правильного напряжения мышц при выполнении различных движений.
Упражнения на «сухом» трамплине, установленном перед горкой матов или над ямой с поролоном, позволяют осваивать технику учебных и основных прыжков даже детям, не умеющим плавать, т.е. обучение технике учебных и спортивных прыжков начинается с упражнений на «сухом» трамплине.
2. Методы спортивной тренировки прыгунов в воду
Методы спортивной тренировки направлены на закрепление и совершенствование двигательных навыков, сформированных в процессе обучения прыжкам в воду. Изучение более сложных прыжков происходит на базе ранее освоенных простых прыжков, поэтому методы закрепления, совершенствования и тренировки едины.
Теория и методика спортивной тренировки различает три группы методов: словесные, наглядные и практические. В практике многолетней подготовки прыгунов в воду все эти три метода применяются очень широко и в различных сочетаниях, в зависимости от возраста, квалификации и подготовленности спортсменов.
Словесные методы — это рассказ, объяснение, беседа, лекция, анализ и обсуждение. Мастерство тренера заключается в краткости, точности, красочности и образности объяснения задания или замечаний о выполненном прыжке или упражнении. Особенностью прыжков в воду является то, что спортсмен не всегда может правильно оценить выполненное им движение или прыжок, поэтому полученная от тренера информация о выполнении двигательного действия помогает спортсмену разобраться в своих ощущениях, а образность объяснения — правильно выполнить заданное движение.
При использовании словесного метода необходимо учитывать возраст занимающихся и давать объяснения на доступном для занимающихся уровне, сопровождая их наглядными методами. Следует помнить, что количество замечаний и указаний, направленных на совершенствование тех или иных движений, не должно отвлекать спортсмена от концентрации внимания более чем на трех элементах. Большое количество указаний и замечаний не приводит к положительным результатам, а часто делает тренировку просто неэффективной.
Наглядные методы — показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом; демонстрация учебных фильмов, кино-кольцовок, видеомагнитофонных записей. В последние годы широкое распространение получило использование в тренировочном процессе видеокамер. Тренер записывает на видеокамеру прыжки, выполняемые спортсменом, а затем в процессе совместных просмотров анализируют технику, что позволяет быстрее проанализировать, что и в какой момент исполнения прыжка следует исправить. Китайскими специалистами применяется так называемый аудиовизуальный метод. Суть метода заключается в следующем: спортсмен совместно с тренером просматривает видеозапись исполнения прыжка и определяют правильную точку, например, раскрытия. Затем в процессе тренировки тренер подает голосом сигнал для выполнения этого элемента. В практике российских прыгунов в воду используется сигнал «ап».
Практические методы тренировки условно подразделяются на две основные группы:
1) методы, направленные на освоение и совершенствование двигательных навыков;
2) методы, направленные на развитие двигательных качеств.
Основными практическими методами тренировки являются: метод
строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный метод.
Метод строго регламентированного упражнения, в свою очередь, в зависимости от конкретных задач, направленности и условий их решения применяется в различных вариантах, которые условно можно разделить на:
1) совершенствование прыжков по частям (по элементам) и в целом;
2) методы расчленено - конструктивного упражнения и целостного
упражнения (данные методы применяются при разучивании) и методы избирательно направленного упражнения (при развитии отдельных физических качеств или комплексной физической подготовке, например круговой тренировке);
3) методы частичного и целостно-приближенного моделирования
соревновательного упражнения;
4) методы стандартно-повторного и вариативного упражнения;
5) методы интервального и непрерывного (переменного) упражнения (метод объединяет упражнения по признаку прерывности или непрерывности, т.е. упражнение выполняется с
паузами отдыха или без них).
В практике прыжков в воду применение метода строго регламентированного упражнения имеет специфические особенности. Так, метод расчленено - конструктивного и целостного упражнения широко применяется при разучивании элементов и прыжков в воду в целом. Данный метод применяется и для совершенствования техники выполнения отдельных элементов и прыжков.
Метод стандартно-повторного упражнения реализуется при выполнении прыжков в воду или подводящих упражнений в режиме многократного повторения с целью образования более стойкого двигательного навыка. В основу метода положена теория образования условнорефлекторных связей И.П. Павлова.
Метод вариативного упражнения представляет собой выполнение прыжков в воду в различных сочетаниях:
- по классам с I по VI и в обратном порядке;
- выполнение произвольных и обязательных прыжков по классам в сочетаниях I и IV или II и III;
- выполнение отдельно обязательной или произвольной программы; выполнение винтовых прыжков в сочетании с подготовительными прыжками и т.д.
Прыжки повторяются, определенное запланированное количество раз (3 - 8 попыток) или до «хорошей попытки». Иногда, когда необходимо добиться неоднократного хорошего (стабильного) выполнения прыжка, в серии ставится задача: выполнить данный прыжок на оценку не ниже 7 баллов три раза, если с первых трех попыток не удается выполнить прыжок хорошо, количество попыток увеличивается до шести, но не более. Такая тренировка способствует воспитанию собранности, уверенности в себе, психологической устойчивости и сосредоточения внимания.
В соревновательном периоде чаще применяется тренировка, направленная на совершенствование всей программы прыжков, а не каждого прыжка в отдельности. Для этого спортсменам предлагается выполнять прыжки обязательной, или произвольной, или всей программы по одному разу, несколько раз (2 и более). При выполнении недостаточно хорошо разученных прыжков следует сочетать программные прыжки со вспомогательными и подводящими учебными прыжками, а также с подготовительными и имитационными упражнениями.
При освоении одного или двух новых прыжков программы применяется метод чередования сложных и простых прыжков. В начале тренировки спортсмен выполняет несколько простых или хорошо освоенных прыжков, затем выполняются подводящие упражнения, а затем новый сложный прыжок. Перед тем как разрешить спортсмену исполнить новый прыжок, тренер должен убедиться, что подводящие упражнения (прыжки) выполняются правильно и уверенно. Количество попыток при выполнении в первый раз нового прыжка не должно быть большим, не более 2 - 3 раз. Если первая попытка была неудачной, следует вернуться к подводящим прыжкам и упражнениям. После выполнения нового сложного прыжка следует перейти к более простым, хорошо освоенным прыжкам, что позволяет снять нервное напряжение.
Интервальный метод тренировки в прыжках в воду применяется в соревновательном периоде в виде тренировки с перерывами. Данный метод заключается в выполнении прыжков программы с нормированными интервалами отдыха — от 10 до 30 минут. Спортсмен выполняет программу прыжков по одному разу, затем следует перерыв, после перерыва — повторное выполнение программы. Такая тренировка направлена на воспитание специальной выносливости прыгуна в воду, умение длительное время поддерживать состояние боевой готовности, несмотря на большие интервалы отдыха (между прыжками или сериями прыжков).
Игровой метод основывается на организации игры. В основу каждой игры положены определенные правила или сюжет. Игры широко применяются в работе с прыгунами в воду. Спортивные игры (такие, как волейбол, баскетбол, футбол) служат хорошим средством общей физической подготовки и широко применяются в переходном и подготовительном периодах тренировки спортсменов различной квалификации и возраста.
В работе с детьми, в особенности младшего возраста, игры, основанные на сюжете, служат замечательным методом обучения элементам прыжков в воду и развития специальных физических качеств. Широко применяются в тренировке всевозможные эстафеты. Задания для эстафеты подбираются в соответствии с задачами урока и направлены на воспитание различных физических качеств, таких, как быстрота, прыгучесть, сила различных мышечных групп и ловкость. Игровой метод рекомендуется применять в заключительной части тренировочного занятия. В заключительной части урока на воде применяется игра в «заявки»: каждый спортсмен по очереди выполняет какое-либо упражнение или прыжок, а все стараются повторить его. Победителем становится тот, кто повторит все заявки.
Игровой метод тренировки отличается высокой эмоциональностью и требует от занимающихся проявления самообладания, инициативности, настойчивости, решительности, гибкости мышления, координации движений и других способностей.
Соревновательный метод подразумевает состязание в основном соревновательном упражнении или в выполнении всевозможных тестовых упражнений с самим собой или с другими спортсменами.
Соревновательный метод применяется на всех этапах и во всех периодах подготовки прыгунов в воду, но особенно важное значение он приобретает в предсоревновательный и соревновательный период подготовки спортсменов. Соревнование как деятельность связано, как известно, со значительными функциональными, психологическими, физиологическими и биохимическими сдвигами в организме спортсмена. Поэтому выполнение прыжков в условиях, приближенных к соревновательным — действенное средство воспитания специальной тренированности и спортивного характера.
Соревнования в условиях тренировочного процесса проводятся по раз-личным программам прыжков, например: выполнение прыжков программы на оценку по одному разу после разминки; выполнение обязательных или произвольных прыжков на оценку по 2 и более раз (результат определяется по сумме баллов за все прыжки); выполнение определенного количества прыжков одного класса, например 5 прыжков 105В; соревнования на лучшее исполнение любого прыжка без учета коэффициента (КТ) или на лучшую оценку за прыжок с учетом КТ и т.п.
3. Методика использования наземных средств подготовки при начальном обучении прыжкам в воду
Методика начального обучения прыжкам в воду строится на последовательном использовании специальных средств наземной подготовки упражнений на воде. Вначале упражнения разучиваются в наземных условиях и лишь затем переносятся «на воду».
Методика начального обучения акробатическим упражнениям в прыжках в воду. Акробатическая подготовка создает ту двигательную базу, которая необходима для освоения оборотов вперед и назад и других более сложных прыжков. В процессе акробатической подготовки используются главным образом такие упражнения, как перекаты, кувырки, стойки, перевороты и сальто.
Занятия акробатикой проводятся на всех этапах многолетней спортивной тренировки: с начальной подготовки и до высшего спортивного мастерства.
На этапе начальной спортивной подготовки обучение акробатическим упражнениям проводится в такой последовательности: перекаты, кувырки, стойки, перевороты. По мере освоения этих упражнений переходят к обучению сальто вперед, а затем назад. Акробатические упражнения являются прекрасным средством развития специальных скоростно-силовых качеств спортсменов. Для этого широко применяются прыжковые акробатические соединения, выполняемые спортсменами на акробатических дорожках.
На начальных этапах подготовки особенно важно обучить занимающихся умению правильно группироваться, так как именно группировка является залогом правильного выполнения большинства акробатических упражнений, в том числе и сальто, и прыжков в воду с многократными вращениями вокруг поперечной оси тела.
Группировка изучается в зале в такой последовательности: сидя, в приседе, лежа на спине и стоя на одной ноге. Особое внимание обращается на положение рук, головы и плотность положения группировки.
Эффективными упражнениями для формирования навыков принятия положения группировки и обучения кувыркам вперед и назад являются перекаты. Перекаты выполняются из исходного положения лежа на спине в группировке. С помощью активных движений делаются перекаты назад до касания затылком мата и вперед до касания мата стопами. Кроме того, при начальном обучении также выполняются перекаты боком. При освоении перекатов нужно добиваться их выполнения с максимальной амплитудой, гладко, без ударов.
Кувырки — основные подводящие упражнения для освоения вращений вокруг поперечной оси тела. Кувырки изучаются после освоения положения группировки и перекатов. По существу, группировка и перекаты являются подводящими упражнениями для освоения кувырков вперед и назад. Для формирования вариативного навыка выполнения вращений вокруг поперечной оси тела и тренировки вестибулярного аппарата рекомендуется по мере овладения кувырками вперед и назад выполнять их в соединениях из разнообразных исходных положений (из и. п. упор присед стоя согнувшись, упор согнувшись ноги врозь, со стойки на голове и на руках и т. п.) и в различных положениях (в группировке, согнувшись, согнувшись ноги врозь).
Для обучения занимающихся умению удерживать плотное положение группировки, а в дальнейшем и поджиматься при выполнении многократных вращений используется простейшее приспособление. Стопы спортсмена закрепляются петлей, подвешенной на небольшой высоте от пола. Спортсмен должен, сгруппировавшись, повиснуть вниз головой и как можно плотнее удерживать положение группировки.
Кроме того, на начальных этапах обучения осваиваются такие статические акробатические упражнения, как стойка на лопатках, стойка на голове, мост, приобретаются навыки выхода в стойку на руках махом одной и толчком другой ноги. По мере освоения этих упражнений переходят к обучению переворотам боком (колесо), разгибом с головы, переворотом с опорой на руки с приходом на одну и на две ноги. Для усложнения уже освоенных акробатических упражнений их выполняют из более сложных исходных положений, с большей скоростью и в комбинациях с другими элементами. Выполнение всех этих упражнений создает двигательную базу для освоения более сложных прыжков.
Обучение стойке на руках занимает особое место в акробатической подготовке прыгунов в воду, поскольку стойка на руках служит исходным положением для выполнения прыжков VI класса с вышки. Выполнение стоек на руках требует от спортсменов силы рук и мышц туловища, а также хорошо развитого чувства равновесия.
Обучение стойке на руках проводится в такой последовательности:
1. Обучение постановке рук при выполнении стойки на руках.
2. Из упора руками на полу выполнение упражнения «ножницы».
3. Выход в стойку махом одной и толчком другой (пытаться соединить ноги в верхней точке).
4. Выполнение стойки на руках около стенки, а затем со страхов¬
кой тренера или партнера.
При совершенствовании стойки на руках применяют выход в стойку из различных исходных положений и различными способами (махом одной и толчком другой ноги; выходом в стойку с шага; толчком двух ног через группировку; толчком двух ног через положение, согнувшись; жимом через
группировку, через положение согнувшись и ноги врозь). Стойки выполняются на полу, в «стоялках», на брусьях, на гимнастической скамейке и с различными положениями ног в стойке (ноги врозь, полушпагат, шпагат и т. п.)
Кроме того, при хорошем освоении стоек на руках выполняются передвижения и повороты в стойке вперед, назад, вправо и влево.
Акробатические упражнения выполняются фронтальным, групповым и поточным методами организации занятий, в зависимости от характера выполняемых упражнений и оборудования мест занятий. При обучении акробатическим упражнениям возможно сохранение большой общей и моторной плотности занятий, что повышает интерес к занятиям и дает хороший тренирующий эффект.
Методика начального обучения прыжкам на батуте. Обучение прыжкам на батуте начинается с освоения упражнений, направленных на приспособление занимающихся к необычным условиям двигательной деятельности:
— во-первых, необходимо создать представление о снаряде (бату¬-
те) и его свойствах, обучить отталкиванию и остановке, правильному положению тела и сохранению равновесия в момент
отталкивания и в полете;
— во-вторых, нужно обучить исходным и конечным положениям
в прыжках на батуте, а именно: положению с ног, с коленей, с
четверенек, из седа, с живота, со спины и приходом в эти же
положения;
— в-третьих, следует научить простейшим вращениям вокруг поперечной и продольной осей тела и при выполнении отдельных элементов и простейших комбинаций, что способствует развитию ориентировки в пространстве и специальной выносливости. Кроме того выполнение простейших связок и комбинаций способствует формированию прочности и вариативности двигательного навыка.
Для решения первой задачи используются следующие упражнения:
1. Перемещения по сетке шагом и прыжками с одной ноги на другую и на двух ногах, руки при этом могут быть на поясе или опущены вниз.
2. Темповые подскоки в центре батутной сетки в положении руки
на поясе, при этом необходимо следить, чтобы локти несколько
давили вперед, что создает правильное положение корпуса при
отталкивании.
3. Темповые подскоки с различным положением рук (руки внизу,
вверху) и с движением руками.
4. После первого освоения темповых подскоков начинается обучение умению принимать положения группировки и согнувшись в полете.
Упражнения для обучения приходам на спину на батуте:
• из и. п. упор присев на сетке батута 1/4 оборота назад на спину (сначала с места, а затем с темповых подскоков в положении приседа);
• из и. п. стоя прогнувшись на сетке батута руки внизу падение на спину (сначала без толчка, а затем с отталкиванием двумя ногами);
• из положения стоя на сетке батута руки внизу 1/4 оборота назад с приходом на спину (сначала без движения руками, а затем по мере освоения добавить движение руками).
Эти же упражнения выполняются в положениях согнувшись и прогнувшись.
При обучении приходам на спину на батуте особое внимание обучающихся следует обращать на положение тела при приходе на спину на сетку батута: тело должно быть напряжено, первое касание сетки спиной должно приходиться на область лопаток, голова взята на грудь, а мышцы шеи напряжены, руки вытянуты вперед - в стороны на уровне груди, а разогнутые в коленях ноги образуют с туловищем угол приблизительно 135 - 150°.
Для предотвращения легких ударов головой о сетку батута возможна страховка занимающихся поролоновым матом, который сначала кладется на сетку батута, а по мере освоения подбрасывается тренером.
Третья задача реализуется выполнением следующих основных упражнений: темповых подскоков, прыжков в сед, на колени, 1/4 оборота вперед на живот и назад на спину, прыжков с полвинтом и винтом (с ног, коленей, из седа и со спины) и т. п.
По мере освоения исходных и конечных положений при выполнении прыжков на батуте и основных упражнений переходят к освоению простейших связок и комбинаций.
Построение начального обучения прыжкам на батуте основывается на изучении основных (базовых) элементов, которые, впоследствии соединяясь в связки и комбинации, готовят занимающихся к освоению новых прыжков. Так, обучение вращению вперед вокруг поперечной оси предусматривает последовательное освоение 1/4 оборота, 1/2 оборота (со спины на живот или с живота на спину), 3/4 оборота и т.д. При этом каждое последующее упражнение представляет собой самостоятельное упражнение, включающее в себя элементы предыдущего и двигательный опыт, полученный при его изучении.
Обучение необходимо строить так, чтобы каждое последующее упражнение незначительно отличалось от предыдущего, как по координационной сложности, так и по физическим и волевым усилиям. Это позволит отказаться от страховки подвесным поясом или руками, и спортсмен впоследствии будет более уверенно чувствовать себя при перенесении упражнений на батуте в условия выполнения прыжков в воду.
Выводы
1.Создание физической и двигательной базы для освоения спортивных прыжков происходит в основном благодаря применению средств наземной подготовки: так, приблизительно 90% работы проходит в зале и только 10% — на воде.
2.Акробатика применяется для создания двигательной основы прыгунов в воду. Структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеет много общего с техникой прыжков в воду, кроме того, акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, а также вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам.
3.Батут является наиболее эффективным средством для воспитания ориентировки в полете и вестибулярной устойчивости. Кроме того, он позволяет осваивать технику учебных и основных прыжков в воду, а также согласование движений рук и ног при отталкивании и совершенствование движений в фазе полета.
4.Акробатическая подготовка расширяет двигательный запас спортсмена, позволяя тем самым легче и быстрее осваивать новые элементы прыжков в воду, а также является прекрасным средством развития скоростно-силовых качеств спортсменов прыгунов в воду.
Заключение
Специфической чертой прыжков в воду является управление высококоординированными движениями в условиях безопорности, способность спортсменов ориентироваться в пространстве и во времени в процессе исполнения прыжков. Эта способность связана с функцией вестибулярного анализатора, мышечно-суставной чувствительностью и чувством времени. Именно поэтому большое значение должно отводиться начальному обучению — основе многолетнего процесса подготовки прыгуна в воду. Целью начальной подготовки является формирование у занимающихся двигательной и физической базы для овладения техникой прыжков в воду. Создание этой базы для освоения спортивных прыжков происходит в основном благодаря применению средств наземной подготовки, в частности важнейшую роль для создания двигательной основы прыгунов в воду играет акробатическая подготовка, так как структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеет много общего с техникой прыжков в воду. Кроме того, акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, а также вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам, что значительно повышает эффективность тренировочного процесса.
Список использованной литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт,1978. – 224 с.
2.Боген М.М. Обучение двигательным действиям: методические рекомендации / М.М. Боген. – М. :Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
3.Боген М.М. Спортивная техника как предмет обучения/ М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. – 1985. - №7. –С. 28 -29.
4.Буров Г.А. Прыжки в воду: учебник для институтов физической культуры / Г.А. Буров Л.З. Гороховский, С.П. Ефимова. - М. : Физкультура и спорт,1987. – 224 с.
5.Буров Г.А., Прыжки в воду учебник для ВУЗов физической культуры/ Г.А. Буров, Г.П. Кузнецова. - М. : Физкультура и спорт, 1957. -32 с.
6.Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. – 1993. - № 8. с.21-28.
7.Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры / под ред. В.М. Смолевского. – М. : Физкультура и спорт,1987. – 336 с.
8.Гороховский Л.З. Методика обучения «погашенному» (без брызг) входу в воду/ Л.З. Гороховский. - М.: РИО СК СССР, 1980. - 21 с.
9.Гороховский Л.З. Особенности техники и методика обучения прыжкам в воду с винтами. Методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФКа / Л.З. Гороховский, Б.П. Клинченко. - М. : 1986. - 66 с.
10.Гороховский Л.З. Новый подход к обучению прыжкам в воду с винтами/ Л.З. Гороховский, М.М. Боген, М.Я. Угрюмов - М. : 1987. - 48 с.
11.Гороховский Л.З, Основы техники и методика обучения сложнокоординационным двигательным действиям в прыжках в воду/ Л.З. Гороховский. - М. : 1988. - 368 с.
12.Гороховский Л.З. Техника и методика обучения прыжкам в воду полуоборотам назад/ Л.З. Гороховский. - Л. : 1961. – 103 с.
13.Гороховский Л.З. О закономерностях образования вращательных движений в прыжках в воду / Л.З. Гороховский// Теория и практика физической культуры. – 1963. - №8 - С. 33-36.
14.Гороховский Л.З. Прыжки в воду/ Л.З. Гороховский.- М. : Физкультура и спорт,1968. - 248 с.
15.Гороховский Л.З. Управление подготовкой входа в воду в прыжках с трамплина и вышки / Л.З. Гороховский // Теория и практика физической культуры,1978. - №1. - С. 12-16.
16.Гороховский Л.З. Над водой/ Л.З. Гороховский. - М. : Физкультура
и спорт, 1982.- 30 с.
17.Гороховский Л.З. Основы техники и методика обучения сложнокоординационным двигательным действиям в прыжках в воду/ Л.З. Гороховский. - М. : 1988. - 368 с.
18.Гут А.П. Наземная подготовка прыгунов в воду / А.П. Гут. – Алма-Ата,1977. – 85 с.
19.Гут А.П. Спортивные прыжки в воду/ А.П. Гут. - М.: Физкультура и спорт, 1959.- 160 с.
20.Гут А.П. Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов/ А.П. Гут .- Алма-Ата, 1973.— 105 с.
21.Данилов К.Ю. Основы тренировки прыгунов в воду / К.Ю. Данилов, Г.П. Кузнецов, В.С. Фарфель. – М. : Физкультура и спорт,1969. – 206 с.
22.Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М. : Советский спорт, 1981. – 312 с.
23.Дьячков М.В. Совершенствование технического мастерства спортсменов / М.В. Дьячков - М. : Физкультура и спорт,1972. – 232 с.
24.Ефимова С.П. Основы механики и техники прыжков в воду / С.П. Ефимова. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – 197 с.
25.Ефимова С.П. Основы техники прыжков в воду / С.П. Ефимова, Л.И. Ефимов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. – 205 с.
26.Жемчужников А.А. Плавание и прыжки в воду/ А.А. Жемчужников - М.: Военный вестник, 1927. - 207 с.
27.Кожевников В.И. Базовые акробатические упражнения. Учебное пособие / В.И. Кожевников, А.Ф. Зеленко, А.Б. Соловьев. – Челябинск: УралГУФК,2006. – 241 с.
28.Кузнецова Г.П. Техника прыжков в воду. Основы трениров¬ки прыгуна в воду / Г.П. Кузнецова. – М.: Физкультура и спорт, 1969, с. 76 -119.
29.Мазуров Г.Г. Прыжки в воду: методическое пособие / Г.Г. Мазуров. – М. : Советский спорт, 1970. – 30 с.
30.Мацук Г. А. Основы методики обучения прыжкам в воду: Методические рекомендации/ Г. А. Мацук. – Минск: РИО БГИФК, 1980. - 11 с.
31.Начальное обучение прыжкам в воду: учебник / под ред. Г. Левина. – М. :Физкультура и спорт, 1972. – 62 с.
32.Практикум по спортивной метрологии :краткий курс лекций и практических заданий / Д.А Дятлов., Е.Д. Пушкарев, Е.Н. Шуркина, А.А. Лобашева. - Челябинск: УралГУФК,2006. – 65 с.
33.Прыжки в воду. Правила соревнований. - М. : Советский спорт,2003. – 30 с.
34.Прыжки в воду - примерные программы для систем дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 80 с.
35.Распопова Е.А., Степанова О.Н. Методика обучения прыжкам в
воду с вышки — полуоборотам II класса. Методическая разработка для студентов и слушателей/ Е.А. Распопова.- М. :Советский спорт,2000. - 33 с.
36.Распопова В. А., Степанова О.Н. Биомеханические основы техники и методика обучения базовым прыжкам в воду с вышки — полуоборотам III класса. Методическая разработка для студентов и слушателей / В. А. Распопова.- РИО РГАФК, 1998. - 234 с.
37.Степанова О.Н. Биомеханические основы техники отталкивания и методики обучения базовым прыжкам в воду с вышки – полуоборотам 1 и 2 классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. / О.Н. Степанова; РГАФК. – М, 2002. – 24 с.
38.Тихонов В.Н. Оптимизация основных элементов техники прыжков в воду: методические рекомендации / В.Н. Тихонов. – М. : МПИО Эдитор,1991. – 128 с.
39.Тихонов В.Н. Ошибки в технике и причины их возникновения в прыжках в воду: методические рекомендации / В.Н. Тихонов. – М. :Советский спорт, 1980. – 25 с.
40.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания : учеб. Пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000. - 476 с.
|