Цель: Развитие познавательной активности. Сплочение детского коллектива. Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу; умения находить общий язык с окружающими.
Оборудование: плакаты с высказываниями и пословицами «Доброе слово и кошке приятно!», «Ласковое слово говорить, что цветком одарить».
Ход мероприятия
Ведущий:
- Здравствуйте! Поприветствуем друг друга и наших гостей приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее.
Прочитаем вместе поговорку: « Доброе слово и кошке приятно!»
- Как вы понимаете эти слова? (Добрые слова согревают)
- Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить ее вежливым словом:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…(добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините…(пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…(до свидания)
- Все эти слова не просто придумали, они пришли к нам из древности.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
- Попробуйте сами догадаться, что означает слово «здравствуйте» (Это не только приветствие при встрече, но и одновременно пожелание здоровья.)
- Никогда не забывайте волшебных слов, они помогут вам начать разговор и расположить к себе собеседника.
- Можно ли считать человека добрым и воспитанным только потому, что он произносит волшебные слова? Что надо еще того, чтобы тебя уважали окружающие? ( Совершать добрые поступки )
Волшебный сундучок.
Дверь открывается и входит ученик.
Ученик: А что это вы тут делаете?
Ведущий: Ничего особенного, у нас идет занятие.
Ученик: Ну, я тогда пошел…
Ведущий: Ребята, скажите какие ошибки допустил Артем?
Учащиеся: Не постучался, не поздоровался, не попросил разрешения войти, не извинился, что прервал наше обще¬ние, не представился, не попрощался.
Ведущий: Давайте продолжим поиски слов. Начнем искать те слова, которых так не хватило сыщику.
Итак, начинаем добывать золотые россыпи слов, кото¬рыми люди приветствуют друг друга. Прошу выйти первую четверку учащихся и называть слова приветствий. Осталь¬ные слушают внимательно, чтобы заменить золотоискателя, если наступит пауза. Начинаем.
Учащиеся: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуй¬те!», «Приветствую вас!», «Привет!», «Рад встрече!» и т.д.
Ведущий: Теперь выходят следующие четыре человека. Вас попрошу заняться добычей слов, которыми можно по¬прощаться. Начинаем.
Учащиеся: «Всего доброго!», «Всего хорошего!», «Спо¬койной ночи!», «Приятных сновидений!», «Пока, пока!», «В добрый путь!», «Счастливо!», «Приятной дороги!», «Мягкой посадки!», «Рада была вас видеть!», «Приятно было пообщаться», «Доброго пути!», «Будьте счастливы!» и т.д.
Ведущий : Для следующей пары учеников такое задание — надо обратиться с просьбой и попросить книгу.
Учащиеся: «Дай мне, пожалуйста», «Прошу тебя», «Не мог бы ты одолжить мне», «Одолжи на время», «Если не трудно» и т.д.
Ведущий: А теперь представьте, что покупатель просит продавца показать ему книгу.
Учащиеся: «Разрешите посмотреть», «Покажите мне, по¬жалуйста», «Если не трудно» и т.д.
Ведущий: Для следующей пары учеников такое задание — позвонить по телефону и обратиться с просьбой к кому-то, чтобы позвали вашу маму.
Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, к телефону Нину Ивановну» и т.д.
Учитель: А как вы позовёте своего друга к телефону, если трубку взял его папа?
Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, Сашу» и т.д.
Учитель: Сколько времени можно занимать общий теле¬фон? Какой самый короткий разговор может состояться между приятелями? Приведите пример.
Учащиеся: «Привет! Ты сегодня приходишь на сек¬цию?». — «Да». — «Отлично. Встретимся».
Учитель: Вновь выходят два человека. Вас попрошу за¬няться добычей слов благодарности.
Учащиеся: «Благодарю вас», «Большое спасибо», «Вы бы¬ли очень внимательны», «Вы меня очень выручили», «Я никогда не забуду того, что вы для меня сделали» и т.д.
Учитель: Давайте теперь попробуем найти вежливые об¬ращения к знакомому или незнакомому человеку.
Учащиеся: «Будьте добры», «Будьте любезны», «Разреши¬те спросить», «Разрешите обратиться», «Подскажите, по¬жалуйста», «Скажите, пожалуйста», «Уточните, если не трудно» и т.д.
Сегодня на занятии мы добыли много добрых выражений. Давайте их использовать в своей речи.
Воспитатель: Есть такая пословица: «Ласковое слово говорить, что цветком одарить». Хотите посадить вежливые цветы? (Да)
Дети берут по три лепестка, читают этикетные выражения и раскладывают и к своей сердцевинке. К красной – слова благодарности, к желтой – слова-извинения, к зеленой – слова-просьбы, к синей – слова-прощания, к фиолетовой – слова-приветствия. Затем все вместе проверяют выполненное задание.
Воспитатель: Мне понравилось, как мы сегодня поработали, пообщались. Вы были вежливы, внимательны, тактичны… Скажите, что за слова я вам сейчас говорю? (Комплименты). Как вы думаете, приятно ли получать комплименты? Что вы чувствуете, когда вам говорят комплименты?
В заключение воспитатель предлагает сказать друг другу комплименты. |