В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и средств социализации детей и молодежи. В связи с этим в дошкольных учреждениях ведется активная работа по внедрению новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Мультфильм, это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма. В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются их скрытые возможности и творческие позывы. Дети с ОВЗ, и не только, получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.
Главный козырь мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.
Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.
Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации. Тем самым мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования.
Эксперимент по созданию собственного мультфильма, это игра, которая позволяет ребенку думать и говорить образно, понимать себя и мир вокруг, это разговор между тонким внутренним миром ребенка и внешней действительности.
Мульттерапия является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, проектного метода, нескольких методик арт-терапии (изотерапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии и пр.) и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект.
Использование мульттерапи в работе с детьми с ОВЗ, преследует собой определенные задачи:
- развитие мыслительных процессов: формирование понятий, решение задач и логических операций;
- развитие коммуникативных навыков: расширение словарного запаса в процессе обсуждения выбранного произведения для сценария, а также озвучивание фильма;
- развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, а также креативных творческих способностей детей с ОВЗ;
- улучшение мелкой моторики пальцев рук, через использование пластических материалов, круп и др.;
- повышение уровня самооценки благодаря общению со сверстниками и взрослыми, через взаимодействие между всеми участниками процесса;
- умение работать в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнениям и рекомендациям других членов коллектива.
Занятия мульттерапией позволяет:
- преодолевать последствия заболеваний у детей с ОВЗ;
- облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи и бороться с различными невротическими состояниями;
- обретать волю к преодолению жизненных трудностей и становиться более веселыми и открытыми;
- помогает снизить уровень тревожности и защитной агрессии;
- способствует формированию положительного настроя к окружающему миру.
Методика обучения мульттерапии представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создания мультфильмов. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания с их помощью мультфильмов. В современном мире снять мультфильм можно используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:
- рисованная анимация;
- кукольная анимация;
- пластилиновая анимация;
- песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.)
- техники прикладного творчества;
- техника стоп - моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома и до самих юных аниматоров)
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма, это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Так же в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором, будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможно и замена его по сюжету все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап, один из самых важных и интересных, в нем юные аниматоры создают или подбирают персонажей и декорации, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. На данном этапе детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
Современные технологии позволяют выбрать из огромного разнообразия программ и оборудования то, что подойдет вам, что понравится вам в процессе работы. Я использую в работе с детьми программу HUE Animation Мультстудия «Я творю мир». В состав комплекта входит оборудование (веб – камера со встроенным микрофоном, ширма, набор фонов и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой) и научно – методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах, методичка). К сожаленью вся программа выстроена на английском языке, но в интернете можно ознакомиться с информацией о способах работы с ней и оборудованием. Процесс снятия мультфильма заключается в фотографировании кадров, которые сразу же соединяются в единое видео, в конце работы осуществляется добавление звуковой дорожки. Программа HUE Animation Мультстудия «Я творю мир» поможет сделать первые шаги на пути создания собственных мультфильмов. В целом я считаю, что данная программа вполне отвечает требованиям работы с детьми по созданию мультфильмов.
За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
- стабилизация эмоционально - волевой сферы;
- повышение уровня речевой активности;
- укрепление функций внимания и памяти;
- улучшение работы мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных качеств;
- освоение способов конструктивного взаимодействия;
- повышение самооценки;
- повышение образовательного уровня.
Это ценнейший опыт для маленького человека – почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей – это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я могу. Я все могу».
Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности по праву может считаться инновационным методом психологической помощи и быть рекомендован педагогам - психологам образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания психологической помощи детям с ОВЗ. |