Сегодня: 27.10.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Воспитание и развитие

Организация деятельности по индивидуальной подготовке воспитанника к проживанию в семье кандидатов в замещающие родители

Манская Валентина Николаевна
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «АЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Автор: МАНСКАЯ ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
Заместитель директора
Соавтор: КУРМЫШОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Воспитатель

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКА К ПРОЖИВАНИЮ В СЕМЬЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

Аннотация
В статье описан опыт работы воспитателя детского дома по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье. Представлены содержание, методы и результаты деятельности воспитателя, направленной на установление добрых взаимоотношений ребенка с кандидатами в приемные родители. Статья может быть полезна педагогам, устраивающим детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.
В нашем учреждении успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи и ребенка «Здравствуйте, мама и папа!». Программа охватывает два направления деятельности: «Работа с кандидатами в замещающие родители по подготовке их к приему ребенка в семью» и «Работа с воспитанниками по подготовке их к проживанию в семье». В данной статье мы представим деятельность воспитателя по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье.
В учреждение поступают дети, оставшиеся без попечения родителей в раннем и дошкольном возрасте. Чем ранее ребенок испытал материнскую депривацию, тем отчетливее видны проблемы в его психическом развитии: разной степени нарушения общения, снижение социальной активности, повышенная агрессивность.
Наш опыт работы по устройству воспитанников на семейные формы воспитания показывает, что жизненные потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. В большинстве случаев у ребенка, помещенного в семью, наблюдается положительная динамика состояния здоровья, как соматического, так и психического; повышается уровень социальной адаптации.
Но, к сожалению, приобретение новой семьи связано для ребенка с проблемами, справиться с которыми, у него порой не хватает психологических возможностей: надо привыкать к новым условиям жизни в семье, приспосабливаться, строить новые взаимоотношения, переживать изменения в уже сложившемся образе жизни. Ребенку-дошкольнику, пережившему материнскую депривацию, в такой ситуации просто необходима помощь специалистов.
Данная проблема и побудила наш педагогический коллектив разработать собственную модель психолого-педагогического сопровождения воспитанника в процессе установления контакта с кандидатами в приемные родители. Наша деятельность по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у ребенка адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Практическая работа с детьми, в рамках подготовки их к проживанию в замещающей семье, основана на положениях личностно-деятельностного подхода, заложенных в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской. А также, на трудах коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.), ориентирующих воспитателя на целостное развитие воспитанника, в том числе, на обеспечение единого процесса социализации-индивидуальности личности дошкольника, на перевод его в позицию субъекта собственной деятельности, а в перспективе и собственной жизни.
Содержание работы направлено на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений: освоение и выполнение элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений, формирование чувства гендерной и семейной принадлежности.
Цель деятельности воспитателя: подготовить ребенка к адаптации и жизни в принимающей семье.
Задачи:
1. Развитие социальной компетентности воспитанника.
2. Формирование образа будущей семьи, а также представлений о жизни в ней.
3. Формирование представлений о формах взаимодействия с членами будущей семьи.
4. Формирование представлений о социальном окружении, в котором будет проживать ребенок (родственники, соседи).
5. Формирование представлений о семейных традициях и праздниках принимающей семьи.
6. Формирование представлений о доме и предметном окружении, в котором, будет проживать ребенок (комнаты, мебель, домашние животные).
7. Подготовка к расставанию с детьми в группе.
При планировании работы воспитатель конкретизирует задачи, также могут быть поставлены дополнительные задачи с учетом индивидуальных качеств ребенка, социальной ситуации семьи кандидатов, их условий жизни и оправданных ожиданий.
Содержание подготовки ребенка обусловлено его возрастными и индивидуальными особенностями. Так, детей младшего дошкольного возраста мы учим узнавать и называть на фотографиях будущих родителей и членов семьи. С помощью воспитателя на картинках и в играх дети выделяют конкретные действия и поступки взрослых членов семьи, в которых проявляется их забота о других, а также доброе отношение детей к родителям. Важно, чтобы младший дошкольник умел отвечать на вопросы о семье, о семейных праздниках, о том, как в семье помогают друг другу, как проявляют любовь и заботятся друг о друге.
В средней группе важно знать всех членов будущей семьи, их занятия, особенности внешности будущих родителей (прическа, одежда, обувь). Нужно побуждать ребенка спрашивать будущих родителей о том, что происходит в их семье, о здоровье родственников (бабушки, дедушки).
В старшем дошкольном возрасте дети узнают о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина мама и умелая труженица); о разнообразии эмоциональных состояниях людей, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи; о способах эмоциональной поддержки, о недопустимости проявления равнодушия к близкому человеку.
От будущих родителей ребенок узнает о ближайших родственниках и соседях, о родственных связях в будущей семье, их на фотографиях. Понимает, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта). Как проявляется в семье любовь, забота и уважение друг к другу. Знает некоторые традиции будущей семьи, досуг, любимые занятия членов семьи, правила общения в семье. Также воспитатель учит детей проявлять заботливое отношение к малышам и старикам, людям с физическими недостатками. Дети учатся понимать ожидания взрослых относительно детей: их поведения, действий, знаний, обучения в школе (каким меня хотят видеть родители).
Работа по подготовке ребенка к проживанию в семье начинается с беседы с кандидатами в приемные родители, в ходе которой, мы подробно знакомимся с жизнью семьи: её составом, социальным окружением, жилищными условиями, интересами и увлечениями кандидатов в приемные родители, их семейными правилами, а также даем кандидатам информацию о ребенке. Основываясь на информации, полученной в беседе, составляем индивидуальную программу по подготовке ребенка к проживанию в данной семье. Воспитатель организует деятельность в процессе повседневной жизни ребенка, интегрирует ее в воспитательно-образовательный процесс в группе: решая общеобразовательные задачи, одновременно решает и индивидуальные задачи подготовки ребенка к проживанию в семье.
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по подготовке ребенка к проживанию в семье проходит через все виды игр. В частности в сюжетно-ролевой игре мы учим ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила, владеть элементарными навыками самоконтроля. Важными методами являются составление, рассматривание семейного альбома и беседа по семейным фотографиям; обсуждение бытовых ситуаций, продуктивная деятельность, экскурсии.
Но основной и очень эффективный метод подготовки ребенка к проживанию в семье – это ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА. Форма дневника может быть любой, на усмотрение и проявление фантазии и творчества воспитателя. Мы часто используем форму календаря.
Ежедневно, во второй половине дня в группе проходит вечерний сбор, где ребята вместе с воспитателем обсуждают дела и события, произошедшие в течение дня. После общего обсуждения, воспитатель индивидуально беседует с ребенком, готовящимся к проживанию в приемной семье. Разговор идет о том, что можно отметить в дневничке, как важное событие дня, о котором он при встрече расскажет маме и папе.
Затем ребенок заполняет схематически вместе воспитателем клетку дневника, соответствующую текущему дню. Ребенок схематично изображает то событие, о котором он будет рассказывать родителям, а воспитатель может сделать соответствующую короткую подпись. На встречу с родителями воспитанник обязательно берет с собой дневник. Так как встречи не всегда проходят ежедневно, то, обычно, рассказы ведутся за несколько прошедших до свидания дней.
Заполнить дневник ребенок может и с будущими родителями. Например, они договариваются о встрече рез несколько дней, родители пишут в соответствующей клетке дневника примерно такую запись: «Мы к тебе придем», а ребенок может изобразить встречу мини рисунком «Мама, папа, я!». Также важно брать дневник с собой, если ребенок временно посещает семью кандидатов по выходным дням. Вместе с родителями он делает соответствующие записи и зарисовки в клетках тех дней, когда он был в гостях. Затем, вернувшись в группу – рассказывает детям и воспитателю чем он занимался с родителями дома.
Деятельность по ведению дневника носит рефлексивный характер, позволяет активизировать мыслительные операции ребенка и развивает речь. Между кандидатами и ребенком рождается общее понимание прожитых событий, происходит единение чувств и переживаний. А перед ребенком ежедневно стоит задача выбрать самое яркое, запоминающееся событие, чтобы потом, опираясь на картинку или подсказку, рассказать о нем родителям.
В процессе подготовки ребенка к проживанию в семье обязательным является взаимодействие всех участников этого процесса. Воспитатель, взаимодействуя с ребенком, вовлекает его во все виды детской деятельности, организует работу в процессе повседневной жизни воспитанника и интегрирует в воспитательно-образовательный процесс в группе решение индивидуальных задач подготовки ребенка к проживанию в семье. Кандидатов в приемные родители информирует семью о характерологических особенностях ребенка, анкетирует кандидатов с целью сбора информации о семье, консультирует будущих родителей. С коллегами участвует в организационном совещании педагогов, в планировании деятельности, отчитывается о процессе и результатах подготовки ребенка к проживанию в семье; инициирует обсуждение промежуточных результатов в работе с ребенком и, в зависимости от результатов, способы работы с ним.
Результативность деятельности по подготовке ребенка к проживанию в семье воспитатель отслеживает в процессе мониторинга по следующим показателям.
Младший дошкольный возраст
- имеет желание жить и воспитываться в семье;
- имеет представление о предметном окружении в будущей семье (домашнее хозяйство, устройство дома, своя комната);
- знает состав будущей семьи, из игрушек составляет семью (это папа, это мама, это дети);
- имеет представление о правилах культуры поведения и старается их выполнять;
- внимателен к эмоциональному состоянию других людей, проявляет сочувствие;
- имеет желание как можно больше времени проводить с будущими родителями;
- выполняет просьбы взрослого.
Средний дошкольный возраст
- имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в детском учреждении;
- знает название населенного пункта, где будет проживать;
- чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми;
- внимателен к эмоциональному состоянию других людей, проявляет сочувствие;
- проявляет симпатию к будущим родителям, не испытывает по отношению к ним негативных чувств;
- с удовольствием готовит для родителей сюрпризы (стихотворение, песню, рисунок…);
- выделяет особенности младенцев, детей-дошкольников, школьников.
Старший дошкольный возраст
- позитивно относится к жизни в данной принимающей семье;
- имеет представления о том, как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья);
- может осмысленно выразить свои переживания, настроения, чувства («Я мечтаю о..» «Я жду когда..»)
- рассказывает о себе, о событиях своей жизни, о планах на будущее, о своих занятиях, впечатлениях;
- осуществляет элементарный самоконтроль;
- установлены доверительные, близкие отношения с будущими родителями;
- имеет представления о членах семьи, ближайших родственниках, родственных связях;
- имеет со всеми членами семьи положительно сложившиеся отношения;
- стремится разделить с будущими родителями свои успехи и неудачи, согласовывать с ними свои действия;
- имеет представление об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;
- знает некоторые культурные традиции семьи;
- старательно изготавливает для родителей подарки своими руками, доводит начатое дело до конца;
- имеет представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;
- знает, в чем проявляется забота старших о младших;
- умеет с помощью взрослого в новой обстановке и самостоятельно в привычных условиях выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста.
Наш опыт психолого-педагогического сопровождения воспитанников в ходе подготовки их к проживанию в замещающей семье имеет положительные результаты. Наблюдается динамика общего развития детей, готовящихся к переходу в замещающую семью:
- улучшаются показатели психического развития: общий эмоциональный фон, повышение социальной активности, снижение агрессивности;
- улучшаются показатели развития социальной компетентности;
- формируется образ будущей семьи, представление о жизни в ней, о семейных традициях и праздниках принимающей семьи, о доме и предметном окружении;
- установлены доверительные, близкие отношения с будущими родителями;
- ребенок подготовлен к расставанию с ребятами из группы.
Перечисленные положительные изменения в развитии ребенка позволяют преодолевать первоначальные трудности в общении и во взаимоотношениях с новой семьей. Отзывы приемных родителей свидетельствуют о достаточно легкой адаптации к жизни ребенка в принимающей семье, об установлении благополучных взаимоотношений ребенка с членами семьи.
За 2 последние года в учреждении не было случаев возврата детей из замещающих семей, а количество воспитанников, устроенных на семейные формы воспитания с каждым годом увеличивается. За неполный 2013 год в семью устроено 15 человек из 32.

Список литературы
1. Адаптация ребенка в приемной семье. – Красноярск: Краевое государственное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2006. – 32 с.
2. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
3. Дошкольник в семье / Сост. В.И. Чудакова, В.Р. Добкин. – Мн.: Нар асвета, 1984. – 80 с.
4. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
5. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет / Л.В. Ладыгина. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 120 с.
6. Е.И. Николаева Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011.–188 с. – (Семья для ребенка).
7. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г.Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с.
8. Семейное воспитание. – Красноярск: Краевое государственное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2005.
Категория: Воспитание и развитие | Добавил: valentina1965 | Дата: 03.12.2013
Просмотров: 2964 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.10.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог