Мнемотехника - в переводе с греческого «искусство запоминания».
Развивать воображение детей, процесс запоминания и состояние памяти. Посредством мнемотехники добиваемся:
- развития всех способов запоминания (визуальное, слуховое, кинестетическое, двигательное), внимания, воображения, логического и творческого мышления. При изучении детьми материалов якутского фольклора рекомендуется широко использовать условные обозначения, рисунки, картины, таблицы. Дети, опираясь на такие пособия учатся выражать свои мысли. Использование условных обозначений способствует:
- развитию памяти;
- внимания;
- образное запоминание увиденного;
- логическое мышление;
- способность связно излагать мысли;
Художественное произведение выбираем с учетом возраста детей, уровня их развития. Затем по мотивам произведения рисуются условные обозначения. Например, таблица может быть таким:
Рассказывается сказка. Затем изучается картинка: что тут нарисовано, что хотели сказать этой картинкой, потом дети составляют свой рассказ с использованием картинок. Затем дети от рассказанного составляют таблицу (графический рисунок).
Рассказ эпизодов. Например, детям можно задать такие вопросы:
- какая сказка прячется за этой таблицей?
- почему так подумал?
- о чем эта сказка?
Большое внимание уделяется раскрытию содержания сказки. В зависимости от того, как воспринимают дети сказку можно разделить на части. Дети старшей группы делают таблицу самостоятельно и учатся рассказывать сами, используя таблицу условных обозначений. Это способствует росту словарного запаса, умению к связному рассказу, рисование простых схем и рисунков развивает мелкую моторику пальцев.
КУЗЬМИНА НАТАША (6 ЛЕТ) РАССКАЗЫВАЕТ ОЛОНХО И г.ТЕПЛОУХОВА-ТИМОФЕЕВА «ГРУБИЯН КУЛУН КУЛЛУСТУР» С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1. Кулун Куллустур ростом был очень велик, достигал головой нижних, самых больших ветвей лиственницы. И не было на всем белом свете человека выше и сильнее его. Кулун Куллустур имеет конь с кличкой Айдарыкы Рыжий. Сам парень заносчив, большой грубиян, все ему не нравится, к тому же еще забияка. Живет сам, смотрит за скотом, готовит себе пищу, убирает в доме.
2. Однажды с восточной стороны залетела птичка, села прямо на коновязь-сэргэ и начала разговаривать человеческим языком:
- Я дочь Господина Сандаара, зовут меня Солнцеликая Ньургустай. По указу судьбы я должна стать твоей женой, женись на мне и поехали домой – сказала она, чем вызвала неимоверный гнев Кулун Куллустура.
3. Долго дрались Солнцеликая Ньургустай и Кулун Куллустур. Оказалось, что они стоят друг друга по силе и мощи. Много урона нанесли они своей дракой земле и лесам, даже солнце исчезло, наступила кромешная темнота. Родные просторы КулунКуллустура донельзя разрушились.
4. Сидя на облако по ярко-светлой дорожке поднялись на небо. Оказалось, что в Верхнем мире происходит ысыах. Солнцеликая Ньургустай и тут блеснула своей красотой и мощью, повергнув в изумление жителей Верхнего мира. Она не нашла себе равных в прыжках и борьбе.
5. В Нижнем мире вечная темень, бегают жуки с теленка, извиваются гады с быков, пахнет тяжелой гнилью. Внезапно перед Кулун Куллустуром оказалась дочь абаасы, одетая в железную одежду, с торчащими изо рта редкими зубами, одноглазая, одноногая, однорукая. С противным визгом она бросилась на него, но Кулун Куллустуур ловко увернувшись, изрубил ее на куски острым мечом.
6. Солнцеликая Ньургустай забоялась Кулун Куллустураи увернувшись лебедем улетает в небо. Кулун Куллустур, превратившись в орла, пускается за ней, не отставая ни на пядь.
7. Шаманы и удаганки, подойдя к лежащей Солнцеликой Ньургустай обступают ее и двигаясь по ходу солнца поют: «Если ты уснула, проснись. Если ты умерла – оживи. Доом и доом!». Солнцеликая Ньургустай встает живая, еще пуще красивая, чем прежде.
8. Шаманы и удаганки подходят к телу богатыря Кулун Куллустура и раскрывают его череп. А там вместо мозгов сидит лягушка. Затем открывают грудную клетку, а там кулик. Они вертелом протыкают их и бросают в огонь. Шаманы и удаганки ходят вокруг тела Кулун Куллустура и благославляют его.
9. Солнцеликая Ньургустай и Кулун Куллустур верхом на коне Адьарыкы Рыжий, погоняя впереди несметные стада коров возвращаются домой. Устраивают свадьбу с продолжительностью в тридцать дней с кумысопитием. Кто борется, кто прыгает, кто водит хоровод-осуохай, кто слагает олонхо. Говорят, они живут до сих пор, являясь первопредком Трои Саха.
Работа с аудиторией. Попытка сделать условные обозначение сюжетов олонхо (отрывки их олонхо «Одинокий Модун»). |