Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», - отмечал Л. С. Выготский. Умение человека строить свои взаимоотношения с окружающими переоценить трудно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следствие этого – эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Причиной этого, по мнению психологов, является неумение детей устанавливать контакты среди сверстников. Было также установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в коллективе. Эмоциональное состояние ребёнка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка, а также фактором развития личности в целом. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Именно в этот период он получает первый опыт общения, который во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников много внимания уделяли такие учёные как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А.В.Запорожец и другие. Изучив их исследования, а также книги Н. М. Стёпина «В мире детских эмоций», В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» и проведя диагностику по характеристике коммуникативных умений дошкольников, мы пришли к следующим выводам: Большая часть детей (65%), приходя в детский сад, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Однако они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог. Итак, подводя итог изложенному выше, следует говорить о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Коммуникативные навыки включают в себя: - желание вступать в контакт; - умение организовать общение; - знание норм и правил при общении. Эти навыки у детей формируются в процессе совместной деятельности: игровой и творческой. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Именно игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки: - активно вступать в диалог; - задавать вопросы; - слушать и понимать речь; - строить общение с учётом ситуации; - легко входить в контакт; - ясно и последовательно выражать свои мысли; - пользоваться формами речевого этикета; - регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Используемые игры можно разделить на две группы: 1. сюжетно – ролевые; 2. игры с правилами. Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений предполагает следующие формы: игры – разминки, игры – импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры – хороводы. В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают ещё и эмоциональную сферу ребёнка. Благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия создают игры – драматизации. Здесь дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения. Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников: - развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки; - учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности; - развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание; -воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество. Развитию коммуникативных навыков способствует также и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом взрослый для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми. Таким образом, мы пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно в процессе совместной деятельности. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Список литературы 1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998. 2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996. 4. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16. 5. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998. 6. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. 7. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004. 8. Семенака С.И. "Уроки добра”. 9. О.И. Тушканова. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 1997. 10. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993. |