Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Воспитание и развитие

Статья "Развитие коммуникативных способностей дошкольников через совместную деятельность"

Трубская Елена Александровна
Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», - отмечал Л. С. Выготский. Умение человека строить свои взаимоотношения с окружающими переоценить трудно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следствие этого – эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Причиной этого, по мнению психологов, является неумение детей устанавливать контакты среди сверстников. Было также установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в коллективе. Эмоциональное состояние ребёнка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка, а также фактором развития личности в целом.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Именно в этот период он получает первый опыт общения, который во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.
Вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников много внимания уделяли такие учёные как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А.В.Запорожец и другие. Изучив их исследования, а также книги Н. М. Стёпина «В мире детских эмоций», В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» и проведя диагностику по характеристике коммуникативных умений дошкольников, мы пришли к следующим выводам:
Большая часть детей (65%), приходя в детский сад, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Однако они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог.
Итак, подводя итог изложенному выше, следует говорить о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Коммуникативные навыки включают в себя:
- желание вступать в контакт;
- умение организовать общение;
- знание норм и правил при общении.
Эти навыки у детей формируются в процессе совместной деятельности: игровой и творческой.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Именно игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки:
- активно вступать в диалог;
- задавать вопросы;
- слушать и понимать речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко входить в контакт;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Используемые игры можно разделить на две группы:
1. сюжетно – ролевые;
2. игры с правилами.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений предполагает следующие формы: игры – разминки, игры – импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры – хороводы. В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают ещё и эмоциональную сферу ребёнка. Благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия создают игры – драматизации. Здесь дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки;
- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности;
- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание;
-воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.
Развитию коммуникативных навыков способствует также и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом взрослый для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно в процессе совместной деятельности. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998.
2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
4. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
5. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.
6. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
7. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004.
8. Семенака С.И. "Уроки добра”.
9. О.И. Тушканова. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 1997.
10. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.
Категория: Воспитание и развитие | Добавил: Elena_Trubskaya | Дата: 28.12.2013
Просмотров: 7346 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог