Сегодня: 17.01.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Воспитание и развитие

Роль классного руководителя в условиях реализации профильного естественно-научного образования

Князева Татьяна Александровна
В настоящее время на базе нашей школы функционирует региональная инновационная площадка по теме «Образовательный стартап «Естественно–научный класс» как средство повышения качества профильного образования в школе в условиях сетевого взаимодействия».

В связи с вышеуказанной темой инновационной деятельности работа классного руководителя приобретает другой оттенок, то есть имеет ряд особенностей.

Во-первых, классному руководителю необходимо осуществлять помощь обучающимся в поддержании у них интереса к изучению профильных предметов. Во–вторых, привлекать старшеклассников к различным видам внеурочной деятельности, связанных с расширением кругозора знаний по естественнонаучным предметам. В–третьих, вовлекать учащихся в различные мероприятия, способствующие пополнению знаний об особенностях профессий, связанных с изучением химии, биологии.

Таким образом, работа классного руководителя при организации внеурочной деятельности со старшеклассниками реализуется через систему различных мероприятий, связанных во многом с содержанием профильных учебных предметов.

В нашей школе существует Совет старшеклассников, целью которого является создание условий для всестороннего развития школьников в различных сферах общественной жизни, приобщения к участию в различных мероприятиях, формирования организационных и управленческих навыков, поддержки инициатив, раскрытия и реализации творческого потенциала, повышения ученической активности.

Среди 8 направлений деятельности Совета старшеклассников есть направления, связанные с содержанием естественно-научной деятельности.

В условиях реализации направления «Экология и природопользование» учащиеся старших классов организуют различные экологические акции, такие как «Добрые крышечки», «Сдай батарейку и спаси планету».

Направление «Добрые люди» ориентировано на оказание посильной помощи в решении социальных, экологических проблем. Старшеклассники организуют мастер-классы для учащихся начальной школы, где используют различный бросовый и природный материал для изготовления поделок. Например, из использованных пластиковых бутылок дети создают поделки - карандашницы, кормушки, флюгера и закладки для книг. Кроме того, на занятиях старшеклассники расширяют кругозор знаний детей о бережном отношении к природе. Данный вид деятельности способствует развитию креативности как у старшеклассников, так и у младших учеников.

Старшеклассники привлекают младших школьников к участию в акции «Накорми птиц», к конкурсу по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву».

При реализации направления «Познавай и обучай» старшеклассники под руководством учителей-предметников проводят уроки для младших школьников. В День самоуправления ученики старших классов полностью берут на себя управление процессом обучения. Они проводят уроки химии и биологии для учащихся младших классов. Например, на уроке химии старшеклассники проводили безопасные и увлекательные эксперименты, такие как, создание «вулкана» из пищевой соды и уксусной кислоты. Младшие школьники с интересом наблюдали за опытами. На уроках биологии учащиеся 10, 11 классов проводили опыты, во время которых ученики начальной школы наблюдали под микроскопами за разными составляющими клетки растений. Старшеклассники объясняли, как устроены клетка, и проводили похожие эксперименты, которые вызывали у младших школьников интерес к изучению биологии. Данный вид взаимодействия обеспечивает и помогает сплоченности коллектива старшеклассников, формирует ответственность за эффективно подготовленное урочное занятие.

В нашей школе активно функционирует Клуб юннатов, в котором старшеклассники являются наставниками для учеников младших классов. Учащиеся старших классов вместе с учителями проводят экскурсии на природу, где учат детей распознавать растения, знакомят с условиями обитания животных, учат правильно собирать растения для гербария и вести наблюдения за окружающей средой. Таким образом, старшеклассники выступают в роли наставников, что невероятно развивает их лидерские качества.

Каждая экскурсия не только способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе, расширению мировоззрения младших школьников, но и создает сплоченную атмосферу в классе, а у старшеклассников формируется ответственность и расширяется запас знаний по биологии.

Учащиеся старших классов являются экоактивистами марафонов, различных акций, привлекают школьников к участию во Всероссийском экологическом диктанте.

С целью формирования у старшеклассников потребности в обоснованном выборе профессии реализуется экскурсионная деятельность на предприятия.

На экскурсии в федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в г. Владимир школьники познакомились с различными профессиями и их условиями труда, такими как медицинский дезинфектор, врач-бактериолог, помощник врача по общей гигиене, фельдшер-лаборант.

Экскурсия в химическую лабораторию машиностроительного завода имени В. А. Дегтярёва дала возможность старшеклассникам узнать о профессиях лаборанта химического анализа, инженере-лаборанте, инженере-технологе, лаборанте-экологе.

Учащиеся посетили глазную клинику "БиоАбсолют" и познакомились со спецификой работы врача-офтальмолога, подробно изучили строение глаза и смогли проверить свое зрение на современном оборудовании.

На заводе по переработке макулатуры «Кристалл» в г. Ковров ученики проследили путь от переработки макулатуры до превращения ее в упаковки и коробки. Мастер завода рассказал о следующих профессиях: лаборант химического анализа, лаборант-эколог, укладчик-упаковщик, оператор станков по изготовлению картонной тары, контролер ОТК.

Для пополнения информационного багажа знаний об определении дальнейшего места бучения старшеклассники посетили Ковровскую государственную технологическую академию и познакомились с факультетом, где возможно получить профессию - специалист по техносферной безопасности.

На экскурсии в Ковровском медицинском колледже учащиеся посетили несколько профориентационных кабинетов. Для учащихся педагоги провели профориентационные мастер-классы. Школьники учились оказывать первую медицинскую помощь, обследование пациента. Педагоги колледжа ознакомили учащихся с методами постановки уколов и пеленания младенца, познакомили с особенностями следующих профессий: медицинская сестра, фельдшер для работы в медицинской сфере, а также в области неотложной медицинской помощи.

Старшеклассники побывали на экскурсии в лабораториях Владимирского государственного университета, поставили эксперименты. Сначала они определяли жесткость воды, а затем создали «вулкан Бёттгера» - реакцию разложения дихромата аммония. Правильно выполнить опыты старшеклассникам помогли магистранты-химики.

Профориентационный классный час – это одна из форм работы с учащимися, которая способствует их профессиональному самоопределению. Старшеклассники на классных часах встречаются с интересными, известными людьми города, которые знакомят их с характеристикой профессией врача, эколога, биолога, химика.

Викторина, квест-игра, самопознание через процесс тестирования - данные виды работ на классном часе способствуют приобретению практического опыта старшеклассниками для их дальнейшего самоопределения.

Таким образом, профориентационная работа со старшеклассниками ориентирована на уточнение и конкретизацию их профессионального выбора, на развитие их личной активности в определении дальнейшего образовательного маршрута, выбора профессии.
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности в классе естественно-научного профиля — это не только поддержание интереса к изучению профильных предметов, но и воспитание будущих лидеров, профессионалов, которые через культуру сотрудничества и поддержки развивают свои способности и таланты.
Категория: Воспитание и развитие | Добавил: tatjanusickk | Дата: 28.12.2024
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
V Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
IV Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XIX Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IV Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
IV Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.01.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог